Спасибо за заказ книги. В ближайшее время с вами свяжется менеджер.

Заказать книгу "Андрей Алексеев. Путь к себе".

Дорогой друг!

Мы с радостью предоставим тебе возможность оценивать материалы, но для начала давай познакомимся! Зарегистрируйся на нашем сайте через свой аккаунт в социальных сетях, и добро пожаловать!

Ирина Хакамада: «Я была глухим аутистом, но научилась говорить на любую тему»

Ирина Хакамада: «Я была глухим аутистом, но научилась говорить на любую тему»

Умение общаться — это 80% успеха, — уверена известный политик, писатель, кандидат экономических наук, бизнес-леди Ирина Хакамада. О том, как научиться выстраивать коммуникации и справляться со страхом публичных выступлений, что такое эмпатия, и какие достоинства есть у интровертов и экстравертов она рассказала на своем мастер-классе «Мастер общения: успех без затрат».

«Хватит отмалчиваться!»

Наладить отношения в семье, решить проблему с банками, создать креатив замотивированный коллектив, договориться с тяжелыми в общении подростками, узнать, куда вкладывать и куда не вкладывать деньги - все это можно делать с помощью коммуникации.

— Коммуникация — это искусство, которое позволяет добиться того, чего хотите, каждый раз, когда ведете переговоры или общаетесь со своими коллегами, — уверена Ирина. — Если за вами нет крутых родителей, вы не пристроены на работу по блату, но хотите делать то, что вам нравится — используйте свои природные ресурсы.

Профессиональное общение очень важно, но большинство людей этим искусством не владеет. Научиться этому реально. Ирина призналась, что сама была интровертом, абсолютно не умеющим разговаривать с людьми.

Ирина Хакамада: «Я была глухим аутистом, но научилась говорить на любую тему»— Кто смотрел фильм «Король говорит»? Удивительный фильм, удивительная игра, сумасшедший сценарий.

 Так вот короля, которому пришлось встать на престол вместо своего брата, научил говорить без заиканий дилетант, неудачный актер. Я тоже дилетант, человек, который не обучался ораторскому искусству. Я была интровертом, причем на грани социального аутизма. Будучи подростком, не общалась ни с кем кроме мамы. Папа-японец, и, может, именно японская линия наложила черту на характер. Первый мальчик появился в 10-ом классе, такой же, как я, интроверт. На дискотеке пригласил меня потанцевать, после — два интроверта три часа гуляли молча по улице. Потом через друзей он передавал, как меня любит, я ему не отвечала. Так два интроверта не смогли договориться.


Составляющие успешной коммуникации: активность, знания, эмпатия

Активность

— На первом курсе института чуть не завалила экзамен. Все знала, но из-за волнения не могла сказать ни слова. Молчала и все. Преподаватель из жалости поставил «пять». И предупредил: «Понимаю, что вы все знаете, но дальше так невозможно, это факультет международной экономики! Девочка моя, вы должны научиться общаться». И дал очень важный совет:

— Хватит отмалчиваться! Когда вы готовы на семинарских занятиях — поднимайте руку. У вас может бешено биться сердце и ком стоять в горле, вы должны плюнуть на все и заставить себя поднять руку. Через месяц-два вы должны поднять руку даже когда не готовы. Вы должны вешать лапшу на уши, крутить-вертеть, создавать впечатление, что все знаете.

Я последовала этому совету и из глухого аутиста за год научилась свободно говорить на любую тему. Но начинать нужно с малого.

Знания

Хотите легко общаться с людьми? У вас должны быть знания. Любознательный человек с широким кругозором может поддержать беседу на любую тему.

— Есть две противоречивые вещи: женщины намного лучше общаются, потому что они больше слушают. С другой стороны, женщины не любознательны, но готовы бесконечно говорить о любви, отношениях, — продолжает Ирина. — У мужчин обратная проблема. Они очень любознательны, но часто зацикливаются на чем-то одном.

Если учитывать все эти факты, то можно довольно успешно общаться.

Эмпатия

— Эмпатия — это умение разделять интересы и чувства собеседника, — поясняет Ирина. — Важно понимать, на каком языке разговаривать с людьми. С чиновником – на бюрократическом, с художником — на опытном, с простым человеком – говорите просто, с интеллигентом – добавьте рефлексии: «Какой ужас! Как он мог так поступить?!».

Главный принцип эмпатии — убрать гордыню и разделить проблемы другого человека. Даже если он вам неприятен. Ваш главный интерес — получить информацию. Помните об этом, чтобы не накаляться.

В семейных отношениях, кстати, это тоже немаловажный навык. Если бы супруги попытались быть эмпативными, то счастливых браков было бы больше.

— Я так устал! — Говорит вечером муж.

А жена ему:

—Я тоже устала.

— Да от чего ты устала? Весь день дома сидела!

—  Да, муж на работе общается с людьми, решает важные проблемы — это креативная усталость. Но если бы он задумался, что делает жена в это время: дома двое детей, сопли с утра до вечера, нужно помыть, убрать, приготовить, — перечисляет Ирина. — Это неинтересный труд, и это намного сложнее в эмоциональном плане, чем руководить «Газпромом». Если бы мужчина попытался быть эмпативаным, сказал бы, плюнь на все это, посиди, отдохни вечер… Но нет, мы все время думаем только о себе.

Виды коммуникации: где можно конфликтовать, а где — нет

Социальная коммуникация

Субъекты для общения: муж, ГИБДД, друзья, дети, учителя, продавцы и т.д

Главные инструменты: эмпатия и бесконфликтность

Результат: удовольствие

Социальная коммуникация — это классика общения. Главная ее цель — чтобы все люди, с которыми вы общаетесь, добровольно сделали то, что вы хотите. Потому что им самим этого хочется.

— Главная задача здесь — продвинуть свой интерес: чтобы муж вынес мусорное ведро, а жена дала посмотреть футбол, чтобы инспектор ГИБДД уменьшил штраф, а недопонимание с учителем ребенка был исчерпан поскорее. Конфликт в социальной коммуникации — это ненормально. Нельзя хамить и грубить, даже если вам наступили на ногу. Даже если в диалоге видна скрытая агрессия — не идите на конфликт.

— Вот коронная фраза, которая работает в любой социальной коммуникации: «А может быть, вы и правы!». — Делится очередным секретом Ирина Хакамада. — Человек слышит слово «правы», а вы слышите «может быть» — так, вы даете пространство для выбора.

«Ты — дура!», а вы в ответ, не унижая себя, вежливо, по-восточному, говорите: «Может быть, вы и правы», а не «Сам дурак».

— Договориться с кем угодно о чем угодно — вот вся суть! Через нормальное общение можно получить все, — уверена Ирина. — При этом социальная коммуникация работает только при настройке на человека и на вере в то, что каждый из нас — это носитель огромного знания. И жена, и дети, и коллеги, и друзья знают много того, что может быть полезным для вас.

Деловая коммуникация

Субъекты для общения: деловые партнеры, начальник, коллеги

Главные инструменты: психологическое айкидо

Результат: прибыль, выгода

Деловая коммуникация может быть конфликтной и бесконфликтной. При этом конфликт должен быть управляемым вами. Вы всегда должны знать наперед, чем рискуете, сколько потеряете и чего лишитесь при самом худшем раскладе.

А теперь по порядку.

Бесконфликтный вариант

Здесь хорошо работает принцип айкидо - используйте агрессию другого человека.

— Начальник орет: «Что ты мне тут за х… понаписал?!», — приводит пример Ирина. — Вместо того, чтобы наорать в ответ «Да как вы смеете!», внимательно посмотрите на свою работу и скажите: «А, да надо бы подработать. Вот здесь вроде нормально написано, а вот тут, согласен…».

Управляемый конфликт

Если идете на конфликт, имейте ввиду:

1. У вас должна быть запасная площадка

2. «Умрите» заранее. Будьте готовы, что вас убьют.

3. Страх исчезнет тогда, когда вы будете в отчаянном положении.

— Я видела по «Энимал плэнет» один фильм, — вспоминает Ирина. — На дереве сидела какая-то небольшая мохнатая штука. А снизу прыгал леопард и пытался ее съесть. И в какое-то мгновение, когда он сделал самый последний свой прыжок, это мохнатое существо выпустило когти и вцепилось в морду хищнику. Леопард с визгом отскочил и убежал, а это маленькое нечто упало с дерево и поковыляло куда-то в кусты. Так что, когда вы доведены до отчаянья, вы можете победить.

И еще один важный совет от Ирины Хакамады: когда ведете деловые переговоры — представьте, что вы официант, а ваш переговорщик — клиент в ресторане. Предлагайте ему «меню», из которого он выберет то, что ему нравится. А учитывая, что меню — ваше, через него вы будете проводить свои интересы!

Имиджевая коммуникация

Все знают, что встречают по одежке. Но уделяют своей внешности непростительно мало внимания. Мужчины вовсе считают, что обретать собственный стиль — это не мужское дело.

Существует три стадии имиджевой коммуникации.

1. Вы создаете имидж. Здесь важно соблюдать законы той социальной группы, в которой вы находитесь. Копируйте стиль чиновника, учителя, шоу-мена, бизнесмена в зависимости от того, где вам нужно общаться.

2. Создаете креативный имидж. Итак, вы скопировали стиль. А теперь добавляйте детали, подчеркивающие вашу индивидуальность.

— В Парламенте у меня был строгий имидж, — продолжает Ирина, — черная юбка-карандаш и черный пиджак. Но я подчеркивала свое отличие от всех тем, что юбка у меня была до середины щиколотки. Сразу было видно, что я сама по себе. И ни чиновник, и ни партия власти, и не коммунист, например. Это и есть креативный имидж.

3.Создаете собственный стиль. Это этап, когда вы уже не копируете чужой стиль, а сами задаете тренд.

Одежда, взгляд, обувь

И вот еще несколько правил формирования имиджа от Ирины Хакамады:

Глаза

Потренируйтесь над выражением лица: поднимите скулы к уголкам глаз — это помогает снять жесткий взгляд. Старайтесь расслаблять челюсть. Это делает лицо обаятельным и располагающим к общению.

Мимика

Контролируйте свою мимику! Человек, который может держать обаятельное лицо, обрастает связями на пустом месте.

Голова

Позаботьтесь о стрижке или прическе, которые подчеркнут вашу симпатичность!

Кожа

Чтобы кожа была здоровой и ровной — привыкайте к правильному питанию. Тогда и «пузико» сойдет, и лицо будет чистым.

Обувь

Все заботятся об одежде, но никто не обращает внимания на обувь. Очень зря!

— Обувь должна быть идеально: дорогой, блестящей и чистой. Для женщины— еще и корректирующей, а не подчеркивающей особенности ног, — советует Ирина Хакамада. — Если вы хотите быть успешным человеком, запомните - на вас никогда не должно быть крокодильих остроносых туфель. Это отстой. Никогда не носите белые носки с сандалиями. Даже если Дольче и Габбана показывают это на подиуме. Они просто стебутся, а вы верите. И еще: никогда не ходите в спортивном костюме и кроссовках.

Оценка собеседника: чему можно поучиться у интроверта и экстраверта?

Общение с интровертом

— Интроверт погружен в себя, он не любит общаться с людьми, говорить не любит, но очень внимательно слушает, — рассказывает Ирина. — Он заранее готовится к встречам, у него в голове всегда есть структура разговора. Во время беседы он очень упертый. Любимые слова: «Да, но…», «Согласен, но…», «Вы не правы».

Как с ним общаться? Найти интересную для него тему, задавать вопросы (еще лучше — спросить совета), анализировать ответы.

Общение с экстравертом

Он легок в общении, инициативен. Перескакивает с темы на тему, эрудирован, но если капнуть — ни одного вопроса глубоко не знает. Экстраверт редко слушает других, часто использует людей для своих целей. Если понимать эти особенности, можно вполне успешно общаться с экстравертом.

— Чтобы быть лучшим коммуникатором - нужно соединить все хорошее от интроверта и экстраверта, — уверена Ирина.

Какие же их достоинства служат ключом к успеху?

Любознательность — интроверт

Обаяние — экстраверт

Мотивация — (Мне это выгодно. Я получу информацию и продвину свой интерес) — интроверт

Инициатива — экстраверт

Умение говорить легко и за 2-3 минуты «сканировать» любого человека — экстраверт

Мастерство задавать вопросы и внимательно слушать — интроверт

Навык анализировать — интроверт

Умение рассказывать «вкусные истории» — экстраверт

При наличии всех этих составляющих и получается успешная коммуникация.

Записала Наталья ТЮМЕНЦЕВА
Фото: Николай ГОРЕЛОВ