Спасибо за заказ книги. В ближайшее время с вами свяжется менеджер.

Заказать книгу "Андрей Алексеев. Путь к себе".

Дорогой друг!

Мы с радостью предоставим тебе возможность оценивать материалы, но для начала давай познакомимся! Зарегистрируйся на нашем сайте через свой аккаунт в социальных сетях, и добро пожаловать!

Кинозвёзды расскажут о тебе

Кинозвёзды расскажут о тебе

Кинотерапия - это одно из направлений арт-терапии, лечения души искусством. Это возможность развлечься и одновременно глубоко себя проанализировать.

Начать разговор о кино хотелось бы с цитаты из книги Антонио Менегетти "Кино, театр, бессознательное":

"Если человек отталкивается от простого и очевидного факта своего существования и своей ценности, если всесторонне исследует себя, не пренебрегая никакими, пусть даже и кажущимися бессмысленными, мелочами своего существования, тогда он способен восстановить действие жизни, в котором он есть. О фильме можно сказать то же самое … Каждый образ – это таинство, несущее в себе реальность."

Другими словами, анализируя свои ощущения, эмоции, чувства, действия, мы можем понять, что именно важно, куда мы двигаемся, как достичь собственных целей, какой он – мой собственный путь. А фильм – это отражение жизни, отражение нас.

Фильм, как и любое эмоционально волнующее творение человека, можно использовать как основу для самоанализа и психотерапевтической работы. Всё, что вызывает эмоциональную реакцию, тревожит, шокирует, восхищает, всё это задевает в нас струнки, которые имеют значение. Анализ того, что именно "задевает" помогает осознать причины поступков, реальные желания и стремления. Я пишу "реальные" потому, что часто мы принимаем желания, ожидания наших родителей, друзей, значимых людей или же рекламодателей за наши собственные. Какие-то установки (например, желание понравиться, не огорчать, привычка ставить свои желания на последнее место), которые в нас заложили ещё в детстве, мешают уловить настоящие потребности и даже эмоции. Осознание же того, что хочется на самом деле, даёт большую свободу действия.

Как мы знаем от З.Фрейда, сон – это королевская дорога в бессознательное. Если человек не видит снов, ему можно дать такой совет: "придумай, что бы ты хотел увидеть во сне", и рассказ, который появится, даст так же много информации о человеке, как и собственно его сон. Можно сказать, что фильм – это придуманный сон. А. Менегетти также утверждает, что фильм – это творение бессознательного режиссёра, сценариста и актёров, проекция того, что они вытесняют, то есть не хотят осознавать: "Выдающиеся режиссеры передают то, чем живет и пульсирует их бессознательное, чем оно отравлено, что любит". При этом успешный режиссёр – тот, которому удалось перенести на экран коллективное бессознательное. Однако для нас гораздо важнее, что, как говорит тот же Антонио Менегетти:

"Рассматривая кинематографическое явление, в реальности мы анализируем свое бессознательное: бессознательное не актера или режиссера, а человека вообще, которое лишь обнажается в кинопроизведении".

Процесс просмотра фильма погружает нас в некое регрессивное состояние, схожее со сновидческим. Более всего этому способствует большой экран, затемнённость, всё внимание захвачено действием, собственные внутренние процессы, как и внешние события, отступают на второй план, реакции становятся более непосредственными. Скорость потока образов способствует тому, что большая их часть воспринимается бессознательно, воздействие музыки или других звуков также нелегко остановить сознательным анализом. Возникающее состояние может оказаться очень полезным для последующей работы. Поэтому перед просмотром фильма стоит попросить участников кинотерапевтической группы обращать внимание на чувства, эмоции, физиологические реакции, которые могут возникнуть во время просмотра, с какими эпизодами фильма, сюжетными линиями, героями они связаны, в какие моменты возникли. Разговор, который рождается после просмотра фильма, помогает осознать то, что происходит внутри, что волнует и, самое главное, что и как можно изменить. Стоит отметить, что бывает так, что участникам группы сложно начать говорить о своих личных, внутренних переживаниях. Для таких людей анализ фильма, поведения героев, сюжетных линий может оказаться наиболее безопасным способом начала разговора о себе.

Несомненно, что сильнее всего на бессознательное влияют классические европейские фильмы. Один из ярких примеров: «Прошлым летом в Мариенбаде» Алена Рене. Безусловно, фильмы Анжея Вайды ("Структура кристалла", "Бесы" и др.), Занусси ("Всё на продажу", "Жизнь, как смертельная болезнь, передающаяся половым путём", "Канал", "Катынь", "Пепел и алмаз", "Земля обетованная", "Человек из мрамора", "Человек из железа", "Дантон", "Бесы"и др.), любой фильм Фассбиндера, фильмы Луиса Бунюэля ("Дневная красавица", "Смутный объект желания" и др.), Ингмара Бергмана ("Там, где растёт земляника", "Персона", "Там за окном темно", "Седьмая печать", "Сцены из семейной жизни", "Источник", "Летнее солнцестояние") и пр.

Несколько примеров фильмов последних лет: "Спящая красавица", режиссёр Джулия Ли, "Любовь", Михаэль Ханеке, "Любовное настроение", Вонг Кар-Вай, "Стыд", Стив МакКуин. Эффект, который производит фильм может быть очень сильным, но он редко когда анализируется, оседая в глубинах бессознательного. Одна из задач кинотерапии – использовать этот эффект для осознавания скрытых мотивов, подсознательных установок, в итоге для глубоких изменений.

Кинотерапия может оказаться полезной для:

  • поддержки в проживании участниками ситуаций и проблем, которые актуальны на данный момент жизни;
  • осознания и переосмысления себя и своих целей, действий, чувств, потребностей, психологических затруднений;
  • развития способности к самонаблюдению, управлению своей жизнью в позиции объективного наблюдения за ситуацией (ментализация);
  • развития способности к самораскрытию, искренности в выражении чувств, умения быть в контакте с чувствами других людей, способности к сопереживанию (эмпатия);
  • духовного роста;
  • формирования способности видеть многомерность и многозначность своих мотивов и мотивов других людей.

В заключении хотелось бы отметить, что ведущий обязательно должен обладать навыками групповой работы, то есть отслеживать регламент, стимулировать участников к высказываниям, прояснять высказывания, объективно анализировать поведение героев (подтверждать сценами из фильма), быть осторожным с интерпретациями (четко понимать, когда и как уместно делиться своими впечатлениями) и создавать психологическое напряжение, без которого невозможна никакая работа.

Использованная литература:

1. Антонио Менегетти, "Кино, театр, бессознательное".
2. Маркин М. А., статья "Психологический кинотренинг".
3. Мазин В., статья "Кинотеатр психоанализа"

Автор: Елена Шувалова, директор центра иностранных языков и психологии "Брайт Лайф", социальный психолог, работает в экзистенциальном и кинотерапевтическом направлении.