Спасибо за заказ книги. В ближайшее время с вами свяжется менеджер.

Заказать книгу "Андрей Алексеев. Путь к себе".

Дорогой друг!

Мы с радостью предоставим тебе возможность оценивать материалы, но для начала давай познакомимся! Зарегистрируйся на нашем сайте через свой аккаунт в социальных сетях, и добро пожаловать!

Дети — трава, воспитатель — садовник!

Дети — трава, воспитатель — садовник!

Татьяна Феденистова — многодетная мама. В прошлом — успешный юрист, сегодня — организатор детского сада по вальдорфской методике. В чем особенность этой методики?

«Не подгонять, не останавливать»

— Татьяна, почему вы решили открыть детский сад именно по вальдорфской методике? Для Новосибирска это уникальный опыт.

Дети — трава, воспитатель — садовник!

— Несколько лет назад в нашей семье появились двое приемных детей. Через какое-то время я поняла, что нам с ними чего-то не хватает. И в голове появилось слово «привязанность». С помощью интернет-поисковика я нашла статьи преподавателя Канадского института Гордона Ньюфелда Ольги Писарик. Она писала о вещах близких, понятных и именно тех, которые нужны были в тот момент — о детской привязанности, о доверии близким.

«Теория привязанности» Гордона Ньюфелда — это психология, рассказывающая, как влияет на дальнейшую жизнь ребенка его связь с родителями. И я стала учиться в этом институте. Погружаясь в детскую психологию, начала искать педагогику, которая позволяет развивать детей в естественном ракурсе. Наткнулась на вальдорфскую и поняла, что именно эта педагогика наиболее близко подходит к идеям свободного развития и раскрытия человеческого потенциала.

— В чем ее основные принципы?

— Основной постулат: ребенок, просто живя, развивается так, как нужно в рамках его индивидуального темпа. Не надо ничего делать специально. Достаточно просто создать спокойную, развивающую среду.

Когда человека ничего не беспокоит, не гложет, он развивается гармонично и быстро. В современно мире мы детям продыху не даем: «развивашки», какие-то дела, компьютер… Хотите супервундеркинда? Сначала создайте условия, заложите базу естественным развитием, а потом продолжайте в школах и гимназиях. Но только когда ребенок достиг 7 лет, когда эта основа уже есть. Сегодня принципы вальдорфской педагогики подтверждены современными нейропсихическими исследованиями и не вызывают сомнений! Обучаясь по этой методике, к 7 годам ребенок станет не необразованным человеком, а таким, который имеет огромный психоэмоциональный фундамент и сенсорный опыт, для того чтобы успешно осваивать школьную программу.

— Сейчас, наоборот, очень популярно раннее развитие…

— В наше время, когда много навязанного успеха, потребительства, это роскошь — позволить ребенку развиваться в том темпе, который заложен в нем природой. Не нужно его подгонять или останавливать. Вальдорфская педагогика говорит о том, что вся развивающая среда — вокруг нас. В это же время все новомодные методики создают сверхсреду. Ребенка заставляют развиваться, но ему это не нужно. Даже в Министерстве здравоохранения схватились за голову и говорят о том, что стандарты надо менять, потому что раннее развитие вредно даже с точки зрения здоровья.

Ребенок должен получать информацию, когда он ее запрашивает. Это важно для того, чтобы сохранить тягу к познанию. Если ребенка начинают обучать без запроса, затормаживается развитие той сферы, которая генетически заложена и должна развиться в этот период.

Главные принципы вальдорфской системы:
— сохранять и развивать естественную тягу к познанию;
— отказаться от принуждения в воспитании и развитии;
— не допускать конфликтов со стороны взрослых;
— использовать для творчества/развития только натуральные материалы;
— позволить воспитателю — без принуждения и наказания, а своей привязанностью, которую передала ему мама — сохранять свой авторитет.

Скульпторы и садовники

— Получается, что родители вообще не должны вмешиваться в развитие, подсказывать, чем ребенку заниматься?

Дети — трава, воспитатель — садовник!


— Есть родители-скульпторы. Они начинают лепить ребенка, вкладывать в него свои представления об успешности. В свое время я хотела пойти в педагогический институт, но родители были за юридический вуз. Да, я стала успешным юристом. Но нашла себя только сейчас, когда вернулась к тому, чего хотела сама.

А есть родители-садовники. Они взращивают ребенка, исходя из его естественных потребностей. В любом случае родители для ребенка — это ориентир. Но, как говорится, не воспитывайте детей — воспитывайте себя. Дети все равно будут похожими на вас. Если мы сами делаем что-то, но запрещаем делать это ребенку — это абсурд.

Есть такое высказывание «Ребенок растет как трава». Многие сразу начинают паниковать: «И что из такого ребенка вырастет!» Есть две категории таких детишек. Одни действительно не получают внимания, подсаживаются на компьютер и мультики, не перенимают никаких моральных принципов, потому что родители не принимают участия в их жизни. Из таких ребят вырастают незаинтересованные люди. И есть дети, которые растут как трава, но всегда при родителях. Они видят, как мама и папа общаются с другими взрослыми, постигают мир, дети и родители вместе что-то делают. И малыш перенимает опыт, морально-нравственные принципы своих родителей, их окружения. Ребенок вырастает свободным от мнения посторонних лиц. Он имеет стержень. Такие люди всегда остаются заинтересованными всем на свете.

— Тогда какую роль в вальдорфском саду играет воспитатель?

— Садовница (именно так называют воспитателей в вальдорфской системе) играет ненасильственную руководящую роль. Никаких наказаний и криков. Чужого дядю-тетю слушать не будет ни взрослый, ни ребенок. Это работает, только если я привязан к человеку. Поэтому главная задача воспитателя — стать «ведущим взрослым» на время, пока родителей нет рядом.

«Мы не учим алфавит»

— Чем занимается ребенок, который обучается по вальдофской методике?

Дети — трава, воспитатель — садовник!

— Развивающих занятий как таковых у нас нет. Нет принуждения, программ по изучению букв, английского языка, рисования и лепки в привычном понимании.

Но в вальфдорской системе много внимания уделяется изучению эпохи, времени года. Соблюдается режим дня. Кроме этого, мы много занимаемся рукоделием, а также лепкой воском или соленым тестом — используются только натуральные материалы. Игрушки у нас, конечно, тоже есть — преобладают деревянные, «незаконченные», дающие простор для творчества и фантазии.

Много времени мы уделяем свободной, не режиссируемой взрослыми игре — дети сами учатся общаться, договариваться, бороться со страхами.

— Не окажется ли так, что, выйдя в «большой мир», ребенок, воспитанный по вальдорфской системе, будет чувствовать себя белой вороной? Ему неизбежно захочется такой же автомат или машинку, как у другого мальчика...

— В Германии вальдорфские школы остались закрытой системой: детям нельзя смотреть мультики, они живут закрытой общиной. Но мы адаптируем методику под российскую действительность. Например, не прячем от детей компьютер, но объясняем, что это способ получения информации, а не способ убивать время. К тому же, когда у ребенка есть определенный пример, он перенимает нравственные принципы от близких взрослых, а не от сверстников. Например, мама — вегетарианка. Дочке Любе 3 года, она знает, что мясо в семье не едят. Проблем нет. Ребенок растет с этим знанием и не представляет, что мясо можно есть. Но он спокойно находится за одним столом с мясоедом. Это конкретный пример, когда ребенок растет под влиянием мамы и папы и имеет свое мнение, основанное на их воспитании.

— Вальдорфская система зародилась еще в XX веке, но общего признания не получила. В чем причина?

Дети — трава, воспитатель — садовник!

— На всех этих новомодных пособиях, «развивашках» сегодня построен огромный бизнес! Вальдорфскую методику просто невыгодно развивать. Плюс ее непопулярность исходит из нашего общества. Родители боятся не соответствовать всеобщим запросам. Они начинают сравнивать своего ребенка с соседским: «Вася читает, а наш Петя — нет!» Сравнивать ребенка можно только с тем, каким он был год назад, полгода назад. Но нас подгоняет именно это: нужно начать раньше, чтобы к 7 годам ребенок научился делать то-то и то-то.

Помню, Матвею дали путевку в муниципальный детский сад. Мы пошли туда перед Новым годом, попали на утренник. Мамы плакали от того, что ребенок не рассказал стих, дети плакали, потому что их затюкали родители. Воспитатели в таком состоянии вообще постоянно находятся. И от праздника никто не получил удовольствия.

Надо принимать своего ребенка таким, какой он есть. Впервые я с этим столкнулась, когда пересеклась по работе с организацией «Даун-Синдром». Как естественно эти мамы воспринимают своего ребенка! Этому надо позавидовать и поучиться! Когда у меня появились приемные детишки с определенным печальным опытом в жизни, тогда я поняла, что нужно любить ребенка таким, какой он есть.


Досье

Татьяна Феденистова, многодетная мама.

Закончила ТЭЮФИ по специальности юрист.

Обучается в Канадскиом институте Гордона Ньюфелда

В 2013 году выиграла грант от компании «Амвей» в рамках проекта «Мама-предприниматель» и открыла первый в Новосибирске детский сад по Вальдорфской методике.