Спасибо за заказ книги. В ближайшее время с вами свяжется менеджер.

Заказать книгу "Андрей Алексеев. Путь к себе".

Дорогой друг!

Мы с радостью предоставим тебе возможность оценивать материалы, но для начала давай познакомимся! Зарегистрируйся на нашем сайте через свой аккаунт в социальных сетях, и добро пожаловать!

Ай люли-люли, вот вам Год культуры!

Ай люли-люли, вот вам Год культуры!

2014-й год завершился: Синяя Лошадь наелась овса перед очередной дальней дорогой длиной в 12 лет, и искрятся синим снежинки на кучерявой бараньей шапке нового, 2015-го года. Наступило время подводить итоги и вспоминать самые яркие театральные события Новосибирска. А их должно быть много – как-никак Год культуры! «Театральный проспект» постарался ничего не упустить.

Даты круглые и полукруглые

Год принёс с собой полную корзинку юбилеев, и первый из них захватил всю театральную Россию – режиссёры с утроенной силой бросились ставить Шекспира. Великому британцу, в самом факте существования которого никто толком не уверен, уж не говоря о точной дате рождения, тем не менее, стукнуло 450.

Описание фотографии

Международный день театра прошёл в 2014-м году под знаком Уильяма Шекспира. В амбициозном проекте «Ночь Шекспиромании» встретились смелые шекспировские идеи сразу двух театров: «Красный факел» показывал самые далёкие закоулки закулисья (вплоть до трюма под сценой, где до этого дня не ступала ни одна зрительская нога), а «Глобус» устроил настоящую видеотелепортацию в «Глобус» лондонский, исконно шекспировский. Кстати, всех задумок этому театру на один раз не хватило, и пришлось через месяц устраивать вторую «Ночь Шекспиромании» с показом спектакля Елены Невежиной «Двенадцатая ночь» – для тех, кто не успел поздравить Шекспира 27 марта.

Первый из юбилеев поменьше настиг новосибирских театралов (а в первую очередь – их детей) уже 22 января. Именно тогда театр «Глобус» устроил День Гайдара в честь 110-летнего юбилея советского писателя, который совпал с 75-летием с момента создания рассказа «Чук и Гек».  Одноимённый спектакль «Глобуса» несколько лет назад поставила режиссёр Полина Стружкова – его показ и стал ключевым событием праздника наряду с квестом «По следам Чука и Гека». Главный режиссёр «Глобуса» Алексей Крикливый примерил на себя не только роль главного проводника в этом квесте, но и художественного чтеца, и даже гардеробщика. А через полгода спектакль «Чук и Гек» показался на фестивале «Сибирский кот» в Северске – и привёз оттуда диплом «За актуализацию детской классики».

Затем, открывшиеся в сентябре сезоны и в «Глобусе», и в «Красном факеле» – юбилейные, пусть даты и не круглые: 85 и 95 соответственно. А «Факелу» повезло дважды: в апреле исполнилось ровно 100 лет зданию, которое большую часть своей непростой и отчасти революционной жизни (шутка ли: во всём Ново-Николаевске только ему выпала удача попасть под обстрел белогвардейцев) является для театра домом. По этому поводу был устроен настоящий бал. А в октябре «Красный факел» ответил на двухвековой юбилей главного романтика русской поэзии Михаила Лермонтова днём имени поэта и праздничным показом «Маскарада» с Александром Балуевым в роли Арбенина. В ноябре «Глобус» отметил ещё один юбилей, 255 лет со дня рождения Фридриха Шиллера, акцией “Schiller’s boom”, где среди гостей был замечен и сам драматург (скептики уверяют, что это был актёр Алексей Кучинский, а вовсе не Шиллер, но не стоит обращать на них внимание).

Убийство Ибсена

«Пер Гюнт». Фото: Андрей Шапран

В конце зимы случился настоящий взрыв – вторая работа итальянской постановочной команды под предводительством режиссёра Антонио Лателла в «Старом доме». Бесспорно, «Пер Гюнт» по обсуждаемости перекрыл большую часть премьер второй половины сезона. И не потому, что впервые за последние годы на новосибирской сцене в течение 15-ти минут находится полностью обнажённый артист, но из-за почти бесстыдной откровенности, с которой Лателла говорит об ускользающем смысле жизни и поисках самого себя. Некоторые зрители говорили об убийстве пьесы Ибсена, которое было нужно, чтобы родилось совершенно новое, радикальное, эмоциональное художественное произведение. Вопросами «Я – Пер Гюнт?» и «Кто я на самом деле?» весной не задавался только тот, кто не был на этом спектакле. 

В конце ноября попасть под рентгеновский взгляд и безжалостные вопросы новосибирских артистов получили зрители международного фестиваля “Revelation” в Алматы. Скорее всего, это только первое путешествие «Пер Гюнта» в череде многих последующих. А Антонио Лателла ожидаемо обошёл всех номинантов на премию журнала «Собака» «ТОП-50. Самые знаменитые люди Новосибирска» в разделе «Театр».

"Дядя Ваня". Фото: Юлия Лебедева

Другая премьера, схожая по идейному наполнению, появилась через месяц после «Пер Гюнта» в театре Афанасьева – «Чехов ставит Чехова, в главной роли – Чехова», или просто «Дядя Ваня». Эта чеховская пьеса уже появлялась на сцене НГДТ без малого двадцать лет назад, в 1996-м, в режиссуре Сергея Афанасьева. Сегодняшняя постановочная команда спектакля в жанре «апокриф» – его ученик Сергей Чехов, вдохновившийся «Сталкером» Андрея Тарковского, и сын тогдашнего доктора Астрова, Владимира Лемешонка, – художник Евгений Лемешонок. В роли невыносимого профессора Серебрякова на сцену вышел хореограф и мим, танцор и актёр, режиссёр и педагог физического театра Олег Жуковский (столько лиц держать одному человеку немыслимо, и через несколько месяцев в составе спектакля появился второй Серебряков – Лаврентий Сорокин), в роли его супруги Елены Андреевны – жена режиссёра Чехова, актриса НГДТ Анна Чехова.

«Унтиловск». Фото: Юлия Лебедева

Театр Афанасьева можно поздравить ещё и с тем, что премьеру прошлого сезона – «Унтиловск» в постановке худрука – наконец разглядели критики и фестивальные деятели. Май принёс спектаклю несколько наград на фестивале «Волжские театральные сезоны» в Самаре, а следом и приз за лучший спектакль малой формы на III «Ново-Сибирском транзите». О последнем написано столько, что нет резона сомневаться: фестиваль театров Сибири, Урала и Дальнего Востока по праву стал одним из главных событий новосибирского 2014-го года и важной вехой в жизни каждого из 18-ти театров-участников, раскинувшихся по всей карте России – от гостя-Ярославля до лауреата-Хабаровска.

Вокруг да около «Золотой Маски»

Июнь обычно небогат на культурные события, но «Красный факел» отличился и здесь – впервые в Новосибирске именно на этой сцене устроили предпремьерный показ спектакля. 

"Довлатов. Анекдоты". Фото: Фрол Подлесный

Премьера «Довлатов. Анекдоты» была намечена на сентябрь, но зрители уже 15 июня получили шанс увидеть спектакль без купюр – после принятия закона об использовании нецензурной лексики в художественных произведениях один из эпизодов постановки пришлось сократить.

Театр имени Фёдора Волкова, к слову, показав на «Транзите» «Вия», долго без Новосибирска не протянул – и, включив «Красный факел» в своё масштабное турне, в конце июня привёз в столицу Сибири уже пять своих спектаклей – и «золотомасочную» «Екатерину Ивановну», и лихих «Двоих бедных румын, говорящих по-польски», и пронзительный «Дом Бернарды Альбы» – словом, ярославцы во главе с режиссёром Евгением Марчелли дали жару и без того раскалённому городу.

"Иванов". Фото: из архива Новокузнецкого драматического театра 

Гастролёров в этом году в Новосибирске было не так много, но в апреле Новокузнецкий драматический театр привёз спектакль, попавший через полгода на новую «Маску плюс» (внеконкурсную программу «Золотой Маски») – чеховского «Иванова» в постановке Петра Шерешевского.

Стоит лишний раз поздравить лауреатов юбилейной XX премии «Золотая Маска» – спектакль «Онегин» (получивший специальную премию жюри драматического театра и театра кукол «За современное прочтение классики»), художника по свету Дениса Солнцева, исполнителя ролей Селебранта и Священника в «Мессе» НГАТОиБ Дмитрия Суслова, дирижёра Айнарса Рубикиса

Описание фотографии

«Красный факел» впервые за всю историю премии в этом году стал её лауреатом, причём сразу дважды. Команды двух театров под конец года объединились и выпустили в оперном театре грандиозную премьеру по Рихарду Вагнеру – «Тангейзер», куда на исполнение главной партии приглашён ведущий солист Королевской Датской оперы Стиг Андерсен. 

«Театральный проспект» желает успеха на «Золотой Маске-2015» пятикратно номинированному “KILL” и троекратно – «Крейцеровой сонате» (кстати, лучшим спектаклям на III «Транзите»)! В лонг-лист премии как отмеченный экспертами также попал спектакль «Сны Хроноса» – удивительный экспериментальный балет Антона Сафронова в постановке Марии Кафановой, проект Лаборатории новой музыки (дирижёр – Сергей Шебалин). Этот балет, как и опера-микст «Елизавета Бам» по одноимённой пьесе Даниила Хармса (автор – Роман Столяр, хореограф – Олег Жуковский, копродукция ансамбля Лаборатории новой музыки «Консорт» и театра “La Pushkin”), был показан в Новосибирске единственный раз – на открытии фестиваля «Сибирские сезоны-2014».

Эксперименты и приобретения года

Недоумеваете, что это за обилие странных названий в предыдущем абзаце? Как минимум об одном мы можем вам рассказать: в этом году в Новосибирске появился ещё один авторский театр. На территории бывшей шоколадной фабрики «Кондитер» художница Александра Шатохина основала лофт TРAVA, и дважды помянутый нами Олег Жуковский стал одним из первых его резидентов. 

"Авиация превращений". Фото: Юлия Исакова

Театр “La Pushkin” вообще родился ещё пятнадцать лет назад в Дрездене, но судьба распорядилась так, что его хозяин после четверти века путешествий по Европе вернулся в родной город и забрал театр с собой. Здесь нет ни гардероба, ни буфета, ни расписанного на месяцы вперёд репертуара – зато играла концерты, больше похожие на квартирники, Ольга Арефьева; академический пианист Геннадий Пыстин измазал лицо и примерил клоунский нос в спектакле «Авиация превращений»; вели тренинги художник из Эдинбурга Геннадий Гоголюк и танцовщица Ирина Козлова из немецкого «До-Театра». А люди без всякого танцевального опыта, попадая на авторский курс Жуковского «Танец тела», вдруг открывают удивительные возможности собственных конечностей и бесконечностей. В декабре “La Pushkin” пустил к себе группировку «Асфальт-театр» со спектаклем Сергея Чехова по сценарию Квентина Тарантино «Бешеные псы». Это первый в Новосибирске спектакль-«стенограмма фильма».

Уникальных для города проектов этот год подарил ещё несколько. Например, в марте впервые в Сибири состоялась лаборатория сторителлинга – совместная работа режиссёра Елены Новиковой, актёра Виталия Щанникова, Центра имени Мейерхольда и театра «Глобус». После четырёхдневного интенсива артисты «Глобуса» показали истории по мотивам пьес Шекспира, лишний раз подтвердив, что для театра достаточно трёх компонентов – актёра, пространства сцены и зрителя. Завершающим аккордом лаборатории “Storytelling. Искусство рассказывать истории” московский Театр Пушкина подарил новосибирским зрителям спектакль «Песни о Силе».

«Элементарные частицы». Фото: Фрол Подлесный

Впервые этой осенью в Новосибирске появился полноценный документальный спектакль. И не условные диалоги из жизни медиков, политиков или заключённых, записанные на диктофон, расшифрованные и присвоенные артистами. «Элементарные частицы», спектакль об Академгородке, родились из двухнедельной экспедиции режиссёра Семёна Александровского и драматурга Вячеслава Дурненкова и их бесед с учёными, стоявшими у истоков возникновения Академгородка. Постановка вызвала неоднозначную реакцию, но прочно заняла особое место в репертуаре «Старого дома» и театральной жизни города.

У "Первого театра" появился свой собственный дом!

Возвращаясь к теме новых театральных площадок, делимся радостной новостью, которую кто-то из вас мог пропустить в конце октября: у «Первого театра» в 2015-м году наконец появится собственный дом! Зрителям-завсегдатаям даже не придётся запоминать новый адрес: театр останется в ДК «Строитель», но переедет в бывшее помещение клуба “Chocolate”. Проект нового «Первого» уже готов, и мы искренне желаем ему воплотиться в жизнь! Это станет достойным вознаграждением молодому театру, который ни на одной площадке не мог обосноваться по-настоящему – подарком не только за творчество, но и за добрые дела. «Первый театр» среди всех театров Новосибирска в этом году, стал, пожалуй, рекордсменом по участию в донорских акциях, а также посетил лекотеку, где наблюдаются ребятишки с проблемами развития, показал им отрывки из своих детских спектаклей и провёл забавную интермедию. «

- Этим детям надо участвовать в происходящем по полной программе – двигаться, трогать – поэтому Зайцы, Медвежонок и доктор Дятел играли с ними в игру “как вылечить медвежонка”», – поделилась с «Театральным проспектом» завлит «Первого театра» Мария Кожина.

Новая премия и новая пресса

"Ворон". Фото: Виктор Дмитриев

Начало осени в театральной России приравнивается к началу сезона и не проходит без новшеств. В 2014-м одним из них стал ребрендинг «Глобуса» – наряду с семью другими российскими театрами новосибирский молодёжный театр стал участником федерального проекта «Почерк» под руководством дизайнера Игоря Гуровича. Изменился фирменный стиль театра: «привычные бубенчики и колокольчики», по выражению Алексея Крикливого, сменила эклектика, почтовые символы и новый логотип. Кроме того, в театре в начале года сменился директор и в сентябре появился новый штатный режиссёр – Иван Орлов, знакомый зрителям по спектаклю «Любовь людей» и недавней премьере – «Ворону» Карло Гоцци в эстетике Тарантино под музыку Дэвида Боуи.

В связи с 75-летним юбилеем Новосибирского отделения Союза театральных деятелей в городе появилась новая театральная премия для артистов в возрасте до 35-ти лет. Премия носит имя Владлена Егоровича Бирюкова, и лауреатами первой стали десять молодых новосибирских актёров, включая двоих краснофакельцев! Планируется, что вручение премии Бирюкова станет ежегодным.

Дискуссии о театре уверенно уходят в интернет: осенью заработал сайт «Околотеатрального журнала», и теперь можно не ждать выхода нового номера, чтобы знакомиться с оперативно публикуемыми рецензиями о премьерах. Также активно наполняется сайт журнала «Место встречи. Сибирь». Не так давно там появилась рубрика «Спорные истины», где театральные журналисты обсуждают недавние постановки, то расходясь во мнениях, то приходя к почти полному согласию.

В течение года самые активные зрители задавали артистам вопросы на встречах Новосибирского клуба зрителей и «Воскресных посиделках» в «Глобусе», театры разными способами ходили в народ (Театр музыкальной комедии, например, проложил целый просветительский маршрут, выступая в городских техникумах), артисты читали художественную литературу в рамках «Часа чтения», проекта областной библиотеки…

Наверняка «Театральный проспект» о чём-то всё-таки не рассказал, друзья, но не судите нас строго: жизнь насыщенна, и, как известно, необходимо очень быстро бежать, чтобы просто оставаться на месте – уже и не говоря о том, чтобы куда-то попасть. Благодарим вас, что весь этот год вы провели с нами! Желаем вам живых и ярких впечатлений в 2015-м году!

Текст: Юлия Исакова