Спасибо за заказ книги. В ближайшее время с вами свяжется менеджер.

Заказать книгу "Андрей Алексеев. Путь к себе".

Дорогой друг!

Мы с радостью предоставим тебе возможность оценивать материалы, но для начала давай познакомимся! Зарегистрируйся на нашем сайте через свой аккаунт в социальных сетях, и добро пожаловать!

Алишер Назиров:«Мы сохраняем традиции. Значит, фундамент у нас прочный!»

Алишер Назиров:«Мы сохраняем традиции. Значит, фундамент у нас прочный!»

Выдающийся узбекский керамист рассказал о тысячелетней истории национального ремесла, поведал притчи, которые передаются гончарами из поколения в поколение, и раскрыл тонкости национальной философии.

Уникальная глина, глазурь из золы и невероятные по красоте узоры на замысловатых сосудах, пиалах, блюдах — все это риштанская керамика. Алишер Назиров более 40 лет занимается этим ремеслом. За это время воспитал немало учеников. И почерк мастера — легкий, изящный, сочный в цветах и динамичный в линиях — стал не только собственной визитной карточкой назировского стиля, но и отличительной чертой работ его последователей.

С 12 лет — в подмастерья

— В Риштане много династий, которые работают с керамикой, гончар там основная профессия. Но так получилось, что в своей семье я стал первооткрывателем на этой стезе.

В детстве нас часто водили на экскурсии по керамическому заводу. Мне все было очень интересно: трогать глину, пытаться из нее что-то слепить. И с 12 лет я стал учеником лучших мастеров — Усто Элибоя Далиева, Усто Абдукадыра и его сына Кимсанбоя Абдукадырова. А в 15 лет заработал свои первые деньги. В Узбекистане есть традиция — брать вещи, особенно дорогие сердцу, и легко прикладывать их ко лбу. Помню, когда я гордо отдавал заработанные тенге маме, она всегда так делала.

Вот уже 15 лет я сам набираю 12-летних учеников. И когда они приходят в мастерскую, у них, как и у меня тогда, разбегаются глаза. И точно так же я плачу им деньги. Но мастер не просто учит ремеслу. Так получается, что ученик проводит с ним больше времени, чем дома. Поэтому, когда родители приводят ребенка, они испокон веков говорят: «Мясо ваше, а кости наши — когда кость есть, мясо всегда нарастет!» Получается, мастер по статусу становится выше родного отца. Он передает свой жизненный опыт, а ученик должен его беспрекословно слушаться. Философия росписи — это в каком-то смысле и внутренний мир мастера тоже. Самое важное для меня — передавать эти знания своим ученикам.

Философия керамики

— Работы, сделанные с душой, излучают особую энергию, наполняют человека изнутри. Вы можете этого даже не осознавать. Изображения солнца, граната, нашего символа плодородия, заряжают, дарят тепло, которое можно почувствовать даже физически. Фасады наших минаретов и мечетей украшены керамической плиткой, выполненной мастерами вручную 500–600 лет назад. И они не просто украшают стены, а действительно излучают свет.

Наш великий поэт Омар Хайям много писал о глине. Например:

Месит глину ватага лихих молодцов,

Невдомек им суровый упрек мудрецов:

«Перед вами не глина, а прах ваших предков,

Обращайтесь почтительно с прахом отцов!»

После смерти душа уходит, а тело предается земле. У нас верят — энергия хорошего человека сильно отличается от той, что остается от плохого. Она копится в земле, а затем через глину возвращается в наших творениях. По преданиям, именно поэтому даже совершенно одинаковые изделия из глины всегда звучат по-разному. Я помню, как, еще будучи учеником, поражался этому факту. И вижу, как сейчас дети, сделав и расписав одинаковые пиалы, удивляются, почему с виду сосуды — совершенно идентичные, но звучат по-разному: одни — звонко, другие — глухо!

Экологичная керамика: глина, вода и глазурь из золы

— Я видел много разной глины. У каждой — свои особенности. Риштанская по своей пластичности — лидер. Не нужно никаких добавок для вязкости или плотности, которые обычно применяют керамисты. Мы используем только воду и глину! И никакой химии ни на одном этапе!

Глазурь мастера готовят сами… из золы! Мы собираем особые растения в предгорьях Ферганской долины, сжигаем их и из пепла делаем глазурь. Красители используем только натуральные. Например, для того, чтобы смягчить красный цвет нашей глины, используем кварц, который помогает его нейтрализовать.

Даже основной мотив узоров на сосудах — природа. Мы изображаем вечные символы нашего мира. У нас это называется ислими. Каждый цветочек, каждое дерево, лепесток рисуем так, как он существует в природе.

Голубой и бирюзовый — основные цвета наших изделий. Они могут казаться холодными, но каким-то мистическим образом руки художника согревают их. Удивительно, но от этих цветов не устают глаза, поэтому узоры можно рассматривать и рассматривать.

От древности к нашим дням

— В Узбекистане много древних мест, где ведутся раскопки. Ученым удается найти элементы узоров даже старше ХV века.

Мы восстанавливаем их, перенося орнаменты на современные изделия. Это очень важно — беречь свои корни.

Как-то на моей выставке в Мюнхене завязался разговор с одним стариком-немцем. Он долго рассматривал наши работы, а потом сказал: «Вы счастливые люди! Сейчас все бегут вперед, достигая пика в развитии. А когда оглядываются — понимают, что позади ничего нет.

Но если человек не знает истоков, традиций, он превращается в робота. Вы же идете правильно — почитая прошлое, обращаясь к предкам…» Я считаю, это мудрая и верная мысль.

Мы сохраняем традиции, значит, фундамент у нас прочный. А на этом фундаменте уже можно возводить все, что угодно, быть свободным в творческом выражении.

Бывают моменты, когда мне хочется собрать исторические орнаменты для выставки, а иногда тянет создавать что-то новое. Видимо, есть успехи на этом поприще, раз искусствоведы распознали почерк Назирова и мои ученики тоже творят в моем стиле.

В Россию — как домой

— Мне близки русские люди. И, кстати, люблю гжельскую керамику — там тоже используются растительные орнаменты, и творим мы в схожих цветовых гаммах.

Вообще, иногда, когда хочется свободы творчества, видишь интересные элементы в других керамиках и можешь черпать в них вдохновение. Но главная дорога, конечно, одна — собственные традиции.

Сегодня наша керамика выставляется в музеях по всему миру и везде принимается тепло и с интересом. Наверное, потому, что люди видят в ней самое главное для любого человека: природу, небо, чистоту, всю Вселенную.

Я часто спрашиваю гостей своих выставок, что они видят среди узоров. Большинство мыслят одинаково: солнце, цветок, дерево… Но встречаются зрители, которые словно читают мои мысли. Они могут не знать нашу керамику, не понимать тонкостей наших традиций, но видеть всю суть, читать философию росписи. Это очень здорово.

Сколько еще впереди!

— Недавно в очередной раз был в Музее народов Востока в Москве. Я там часто бываю. Но впервые увидел там фондовые работы. После этого могу сказать, что я пока почти ничего не делал! Сколько еще интересного впереди, сколько предстоит «вытащить из сундука» и показать людям! Это самое восхитительное и захватывающее — делать те же формы, что 500 лет назад, но использовать при этом и современные методы.

Притча об учениках и мастере

У опытного мастера было два ученика. Прошли годы, он начал платить им за работу. Однажды один ученик возмутился, что ему дали 2 тенге, а другому — 5. Учитель промолчал. Прошло какое-то время. На улице раздался звон колоколов. И учитель попросил недовольного оплатой ученика сходить узнать, что случилось.

Тот вернулся и сообщил:

— Караван идет!

— Узнай, откуда!

Ученик во второй раз отправился на улицу, когда вернулся, сообщил:

— Из Ирана!

— Спроси, что везут.

Так ученик 10 раз сходил на улицу, пока полностью не удовлетворил любопытство мастера.

Через неделю снова раздался звон колоколов. И тогда учитель отправил узнать, что случилось, другого ученика — того, которому платил 5 тенге.

Тот вернулся и рассказал:

— Идет караван из Китая. 40 верблюдов: на 20 из них — продовольствие, на 10 — шелк, на остальных сырье для нашей керамики.

Тогда учитель позвал двух учеников и объяснил первому: «Видишь, ты 10 раз сходил, а он — один, но уже знает все, что мне нужно! Учись у него».

Досье

Алишер НАЗИРОВ, 56 лет.

Родной город: Риштан, Узбекистан.

Керамист.

С 1975 года работал на керамическом заводе.

В 1989–1996 годах — главный художник Риштанского керамического завода.

С 1997 года — председатель Риштанского отделения Ассоциации народных мастеров Узбекистана «Хунарманд».

В 1994 году стажировался в Японии.

В 2002 году А. Назиров стал победителем Республиканского конкурса ремесленников-предпринимателей «Ташабус».

В 2005 году организовал школу ученичества «Усто-Шогирд».

Работы мастера — участники экспозиций и выставок керамики в России, Японии, Китае, США, странах Европы.

 текст: Наталья ТЮМЕНЦЕВА

фото: Игорь МАЗУТСКИЙ и личный архив Алишера НАЗИРОВА