Спасибо за заказ книги. В ближайшее время с вами свяжется менеджер.

Заказать книгу "Андрей Алексеев. Путь к себе".

Дорогой друг!

Мы с радостью предоставим тебе возможность оценивать материалы, но для начала давай познакомимся! Зарегистрируйся на нашем сайте через свой аккаунт в социальных сетях, и добро пожаловать!

Страсть к жизни у порога смерти

Страсть к жизни у порога смерти

«Декамерон» Джованни Боккаччо – огромное явление в мировой культуре. Это название давно стало нарицательным (грех не стать за целых семь веков) и расползлось в самые разные сферы искусства, распавшись на отдельные мотивы.  «Декамерон» активно живёт в театре и кино. В конце ноября в «Красном факеле» состоялась премьера спектакля по Боккаччо – и «Театральный проспект» обратился к предыдущим ярким опытам кино- и театральных постановок.

Коротко о сюжете

«Декамерон» буквально означает «десятиднев». Действие романа происходит в средневековой Флоренции, во время эпидемии чумы 1348 года – вернее, в стороне от неё, на загородной вилле, куда уезжает компания из десяти рассказчиков, чтобы уберечь себя от чудовищного заболевания.

Один из главных способов убийства времени в свободном от 3D и аналогичных увеселений Средневековье – постоянно рассказывать занимательные истории. Этим и занимаются герои. Среди них каждый день выбирается король или королева – он или она назначает тему для рассказов, которые будут звучать в этот день. А самая соль, буйство красок и плоти, феерия взаимоотношений и торжество юмора заключены как раз в этих вставных новеллах, которых Боккаччо написал сотню, а Василий Сенин в краснофакельском спектакле оставил десяток. Смелость и провокационность, витальность и неуёмная энергия делают их хорошим театральным материалом, который разные режиссёры воплощают на свой лад.

Театр

Режиссёр тульского театра-студии «РИСК» Геннадий Крестьянкин мечтал за свою режиссёрскую жизнь поставить весь «Декамерон» и играть его двадцать дней подряд, по пять новелл за вечер. Такой амбициозный замысел едва ли когда-нибудь воплотится в жизнь – но в начале нулевых в «РИСКе» в два вечера шёл шестичасовой спектакль по студенческой инсценировке Боккаччо.

Другой учебный спектакль нежно любим питерской критикой – неудивительно, ведь ставил его мастер режиссуры Санкт-Петербургской театральной академии Юрий Красовский со своими студентами. Егор Дмитриев в «Петербургском театральном журнале» сравнивает эту добрую, простую, местами даже наивную постановку с разноцветным занавесом бродячей труппы, лоскутным одеялом, которым можно укутать сцену после окончания действия – или укутаться самому.

«Декамерон» в кукольном театре Харькова. 

«Декамерон» ставят даже кукольные театры. В Харькове роман Боккаччо превратился в бурный, красочный, летящий Венецианский карнавал, царство шёлка, бархата и изящных масок. А в Кировограде артисты кукольного театра играют свой «Декамерон» в так называемом живом плане – хотя время от времени тоже прикрывают лица масками и выводят на сцену кукол (самая большая из них, Смерть, высотой в два человеческих роста), но ни разу не скрываются за ширмой.

Целых пятнадцать лет шёл «Декамерон» в репертуаре мытищинского театра «ФЭСТ». Это был режиссёрский дебют известной актрисы Театра на Таганке, ученицы Юрия Любимова Ренаты Сотириади. В текст спектакля, помимо Боккаччо, попали произведения Эразма Роттердамского и Антонена Арто. Артисты безудержно импровизировали, постоянно вызывая зрительский огонь на себя. Сотириади не просто назвала свой спектакль комедией дель арте, но и по велению жанра вытащила с театральной сцены на улицу! «Декамерон» «ФЭСТа» открыто репетировался на площади перед театром и игрался в древних развалинах Херсонеса.

Описание фотографии

Театральная Украина отчего-то особенно любит «Декамерон». И, наверное, самая необычная постановка принадлежит Владиславу Троицкому, создателю авангардного Центра современного искусства «ДАХ» (единственного некоммерческого частного театра Украины). Специально для одесского театра имени В. Василька драматург Клим (помните хабаровскую «Анну Каренину» на «Ново-Сибирском транзите»?) создал пьесу «Украинский Декамерон», радикально поменяв место действия. Критика пишет, что спектакль получился не театральным действом, а скорее этническим, своего рода летописью народа Западной Украины. Национальное пение (от колыбельных до погребальных песен) и танцы, аутентичные предметы быта, действие на расстоянии вытянутой руки от зрителя, живые свечные огни – «любовный вертеп», «театр смеха и греха» стал по-настоящему мощным зрелищем и крупным событием многих фестивалей.

Последней по времени театральной постановкой «Декамерона» до 29 ноября считается спектакль Юрия Ядровского в Молодёжном театре Алтая. Художники Александр Мохов и Мария Лукка оформили спектакль в духе заброшенных зданий, с фактурным светом и дымом.

Описание фотографии

Критика отмечает обилие пластических решений и современной музыки («Спектакль начинается и заканчивается мелодично-танцевальной истерией», Мария Трубина, Политсиб.ру), а персонажи выглядят так, как будто одной ногой находятся в аду. Неудивительно, ведь смерть хозяйничает на пустующем острове, куда после кораблекрушения попадают герои.

Кино

В хронологически первой экранизации «Декамерона» (1953 год, режиссёр – Хьюго Фрегонезе) сценарист Джордж Оппенгеймер выводит самого Боккаччо (которого сыграл обворожительный француз Луи Журден) и его возлюбленную. А самая известная экранизация «Декамерона» принадлежит великому итальянцу Пьеру Паоло Пазолини и снята в 1971 году. Пазолини экранизировал семь новелл, не связывая их между собой и общим лейтмотивом выбрав (как многие другие интерпретаторы) воспевание человека, гимн самой жизни. Трагикомедия с музыкой Эннио Морриконе получила спецприз жюри Берлинского кинофестиваля.

В 1994-м году режиссёр Андрей Бенкендорф снял кинокомедию «Несколько любовных историй» по мотивам средневековых новелл о любви, куда попала и, пожалуй, самая знаменитая новелла из «Декамерона» – о бочке, нескольких золотых и хитрой супружеской измене. А в 2007-м в прокат вышел фильм Дэвида Лиланда «Территория девственниц» по мотивам романа Боккаччо – в прессе при разговоре о нём в основном упоминают, что актёров одевал сам Роберто Кавалли.

«Декамерон» действительно стал именем нарицательным: часто сочетание «по мотивам» не включает в себя ничего, кроме самой идеи рассказывания интересных историй из жизни в компании. Примерно так снят фильм Станислава Митина «Московский декамерон», написана книга Юлии Вознесенской «Женский декамерон»… 

Но спектакль Василия Сенина совершенно точно имеет к новеллам Боккаччо непосредственное отношение. А вот каким он получился – лёгким, фривольным, красочным, эпатажным – или в конечном итоге сквозь всё это прорвалась изначальная идея о сотворении мира – зрителю предстоит понять самостоятельно. В феврале это можно сделать 11, 18 или 25 числа.

Комментарий художника накануне премьеры
Фагиля Сельская, художник по костюмам спектакля Василия Сенина «Декамерон», номинант премии «Золотая Маска»:
– В нашем спектакле не будет одного строго выраженного стиля – мы будем всё перемешивать и смещать время. Костюмы эпохи никак не Боккаччо, а скорее Шекспира, мы соединим с вполне современными и достаточно провокативными. Перед нами не стоит задача реконструкции исторического костюма. Хотя я всегда говорю: «Да-да, я ужасно хочу это сделать», но пока мне это не удаётся, что, на самом деле, радует. Потому что если сегодня делать Боккаччо и не быть ироничным, то это немного странно. Мы с костюмами будем играть, превращать одно в другое.
Мне удаётся сейчас воплотить почти всё, что я напридумывала. Почти – потому что те совершенно футуристические и безумные ткани, которые хотелось бы иметь в идеале, стоят невероятных денег. Но я думаю, важно не то, чтобы на сцене была норковая шуба в пол, а чтобы театр занимался своим прекрасным и единственным делом – радостно обманывал.
Я создавала костюмы без оглядки на иные воплощения «Декамерона», и если даже цитаты вдруг возникнут, то сами по себе. Конечно, я смотрела «Декамерон» Пазолини, но он далёк от меня. Больше в этом смысле радует Феллини, на чьей выставке я была в Москве – его рисунки, фотографии, костюмы, им придуманные. Меня восхитило, что он работает очень ярко, жёстко, без боязни, там нет кропотливого вытачивания мелких деталей, а есть большая форма. Вот и я надеюсь, что у нас все новеллы сольются в итоге в большую историю с серьёзным подтекстом: что такое любовь во время чумы.

Автор: Юлия Исакова

Читайте также:

Ай люли-люли, вот вам Год культуры!

Что театр «Красный факел» предлагает посмотреть в феврале

Театр «Красный факел» начинает проект «РетроПерспектива» с благотворительного показа