Спасибо за заказ книги. В ближайшее время с вами свяжется менеджер.

Заказать книгу "Андрей Алексеев. Путь к себе".

Дорогой друг!

Мы с радостью предоставим тебе возможность оценивать материалы, но для начала давай познакомимся! Зарегистрируйся на нашем сайте через свой аккаунт в социальных сетях, и добро пожаловать!

Жизнь как чудо

Жизнь как чудо

Завершающая премьера 94-го краснофакельского сезона стала событием уже на этапе выбора материала: Сергей Довлатов – редкий гость на театральной сцене. Спектакль «Довлатов. Анекдоты» впервые увидел свет на июньском предпремьерном показе. «Театральный проспект» ещё весной застал режиссёра Дмитрия Егорова в явно приподнятом настроении и узнал, с чем едят довлатовский абсурд и за что любить Россию. Естественно, что спектакль в первоначальном (и обсуждаемом здесь) замысле отличается от того, что идёт сейчас на сцене театра – но так даже интереснее, верно?

– Ты сознательно шёл к постановке по произведениям Довлатова или этот автор возник неожиданно?

– Совершенно неожиданно. После «Истории города Глупова» мы с Александром Прокопьевичем Кулябиным долго выбирали автора, материал. Потому что, если честно, не все зрители были готовы воспринимать такую эстетику, как в «Глупове»; хотя для меня этот спектакль – важнейший. Идея почитать Довлатова пришла от театра.

– Но сразу возникает вопрос: насколько Довлатов – театральный автор?

– Мне кажется, в принципе, можно поставить любой материал, если в нём есть предмет для исследования. Ну и вообще, мне очень интересно прозу ставить. Это очень трудоёмкий, но увлекательный процесс постоянного поиска. Читаешь автора, вчитываешься, размышляешь, с актёрами разговариваешь, с художником работаешь, музыку подбираешь.

Я же никогда предварительно не пишу инсценировку. Потому что в готовой текстовой конструкции, заранее написанной драматургом, можно потерять природу автора, стать заложником неудачно написанного инсценировщиком текста. Поэтому стараюсь работать не с готовой инсценировкой, а с самим прозаическим материалом. И превращать его в драматическое действие путём разбора, придумывания и этюдов. Но фактически всё, что будет звучать в спектакле – тексты Сергея Довлатова. Я вообще к любому автору, которого ставлю, стараюсь относиться с уважением. А творчество Довлатова за это время очень полюбил.

– Раньше, выходит, не любил?

– Я первый раз с ним столкнулся ещё школьником, в начале 90-х, когда появились а-ля самиздатовские книжки.И не всё, конечно, читал у него. Всегда были вещи, которые было важнее почитать, посмотреть. Сейчас читал Довлатова более осознанно.

Есть ещё один момент… Проза Довлатова очень близка сегодняшнему времени. Время сегодня такое коньюнктурное в стране, что абсурд Довлатова как раз в тему приходится. Человек не хотел и не собирался уезжать из своей страны, а ему всё равно пришлось это сделать. Потому что жизнь его, творческого человека, в какой-то момент просто невыносимой стала. При всей его любви государство взяло – и выжило его.

Сцена из спектакля «Довлатов. Анекдоты». Долматов – Павел Поляков. Фото Фрола Подлесного

– Получается, тема диссиденства сейчас актуальна?

– Актуальна для всех. Время сейчас странное – про то-то ставьте спектакли и пишите, а про это – нет. «Россия – не Европа». И мне кажется, время и среда, про которые пишет Сергей Донатович, созвучны тому, что у нас сейчас.

Самые интересные произведения Довлатова написаны в советский период или про советское пространство. И чувствуется, что он, несмотря на всю невозможность существования в этом пространстве, всё равно продолжал его любить. И наша история в большой степени будет про то, что русский человек и российская наша стихия, в которой мы живём – чудесны по сути, хотя, конечно, среди этих чудес жить зачастую невозможно. Но Довлатов при всём этом как-то ещё страну умудрялся любить, это очень важно. И это я очень понимаю. Потому что тут всё время не перестаёшь удивляться. Я, например, отсюда никогда не уеду. Если не выгонят (смеётся).

– Кстати, про восприятие. Ты сказал, что «Историю города Глупова» не все готовы были воспринимать, а Довлатова – будут?

– Ну, во-первых, здесь будут слова (смеётся). Во-вторых, всё-таки это «…Анекдоты». Хотя мы делаем не развесёлую комедию, а полноценный драматический спектакль. Но при этом нам очень важно довлатовское чувство юмора сохранить. И в отличие, например, от «Глупова», который был постановочным спектаклем, хочется, чтобы этот спектакль был более актёрским. Чтобы артистам было что поиграть, тем более, что компания очень крутая собралась. Хочется оторваться и по-хорошему порокнроллить. Надеюсь, равнодушным зритель не останется.

– А ты не боишься выносить слово «анекдот» в название? Ведь его можно по-разному понять.

– Да нет. Что такое анекдот? Короткая история с юмором. Некая занимательная форма, и спектакль наш – череда таких эпизодов-анекдотов, хотя есть история, протянутая через всю постановку. Мы сейчас собираем спектакль из совершенно разных произведений Довлатова: берём большой кусок из «Зоны», кусок из «Заповедника», эпизоды из «Ремесла», естественно, из «Соло на ундервуде», два эпизода из «Компромиссов», рассказы. Из четырёх томов Довлатова мы сочиняем историю писателя Долматова. Довлатов пишет то, что неотделимо от него самого, при этом он себе в произведениях постоянно придумывает разные имена и фамилии. Поэтому у нас есть писатель Долматов, который любил рассказывать анекдоты, жил среди этих анекдотов и, к сожалению, из-за этих же анекдотов вынужден был уехать в другую страну. Сама по себе жизнь писателя оказалась таким несмешным анекдотом.

Репетиция спектакля «Довлатов. Анекдоты». В центре – режиссёр Дмитрий Егоров. Фото Фрола Подлесного

Жизнь любого из нас – череда анекдотов, мы живём сюжетами. Вопрос только – бьёт этот сюжет тебя по башке или нет. Многое зависит от твоего отношения: можно схватиться за голову, всё, мол, кирдык. А можно отнестись с юмором и, несмотря ни на что, дальше продолжать эти истории.

– Спектакль «Довлатов. Анекдоты» будет для тех, кто уже что-то знает о Довлатове или знакомство с ним можно начинать с этой постановки?

– Совсем необязательно для тех, кто что-то знает. Естественно, это не детский спектакль, это минимум «16+». Потому что кое-где у Сергея Донатовича и грубости встречаются, и какие-то вещи, которые ребёнок просто не поймёт. Но в целом, мы достаточно внятно рассказываем и показываем линию жизни некоего писателя. Или человека, который хотел бы быть писателем, но у него не получается в силу определённых обстоятельств. Писатель у нас, кстати, не один. Так как в творчестве Довлатова немаловажное место занимает Пушкин, то у нас в спектакле ещё и Александр Сергеевич появится.

–А на сцену действительно выйдут не только артисты «Красного факела»?

– В «Глупове» на сцену выходили монтировщики и работники цехов, и тут будут. Сейчас ищем ещё одного артиста – надо понять, насколько в Сибири с ними хорошо. В общем, если у кого-то есть знакомые афроамериканцы, то, пожалуйста, сообщайте – очень нужен. Мало ли, вдруг кто-то захочет попробовать себя в театре.

– Текста у него будет немного?

– Вообще не будет (смеётся).

Беседовала Наталья Притупова