Спасибо за заказ книги. В ближайшее время с вами свяжется менеджер.

Заказать книгу "Андрей Алексеев. Путь к себе".

Дорогой друг!

Мы с радостью предоставим тебе возможность оценивать материалы, но для начала давай познакомимся! Зарегистрируйся на нашем сайте через свой аккаунт в социальных сетях, и добро пожаловать!

За кулисами театра оперы и балета

За кулисами театра оперы и балета

Порхающие по сцене артисты балета, звуки оркестра, завораживающие оперы и оперетты... Видеть театр мы привыкли именно таким. Но что происходит, когда занавес закрыт? И что скрывают уже ставшие привычными помещения? Чтобы ответить на эти вопросы, окунемся в историю создания театра оперы и балета. А после — отправимся на экскурсию.

Цирк, а не театр!

Не сочтите за оскорбление — так оно и было! Впервые о строительстве здания, которое мы сегодня знаем как театр оперы и балета, заговорили еще в 1929 году. Правда, тогда речь шла о возведении Дома науки и культуры. Согласно задумке он должен был состоять из нескольких зданий и объединять научно-исследовательский институт с лабораториями и театр.

Авторами первоначального проекта стали архитектор Александр Гринберг, художник Михаил Курилко, архитектор Траугот Бардт. Именно по их разработке и началось строительство Дома науки и культуры.

Согласно проекту в Новосибирске должен был появиться сверхмеханизированный театр планетарного типа, который мог при необходимости трансформироваться в цирк! Схема такого превращения была весьма мудреной. Так, цирковая арена должна была появляться на месте партера, который перемещался за сцену. А сама арена в свою очередь — трансформироваться в бассейн для водных представлений.

Кроме этого, построение зала должно было отвечать такому требованию: «зритель должен быть окружен товарищами, может их всех видеть и переживать видимое вместе с ними». Оптимальной формой зала в таком случае стал амфитеатр, как во времена античности в Греции и Риме. Никаких лож для привилегированных особ — все должны быть равны.

В мае 1931 года к строительству приступили. За два года возвели каркас. И уже в мае 1933-го приступили к установке купола. Кстати, самого большого в мире по диаметру (около 60 м) и самого тонкостенного по толщине рабочей конструкции (9–11 см). Купол стал самой технически сложной конструкцией сооружения. Он свободно лежит на круговой рандбалке, связывающей внутренние стойки радиально расположенных рам, которые окружают купол.

Оперный в цифрах
Общая площадь здания: 11 837,8 кв. м.
Объем: 2 943 400 куб. м — превышает объем здания Большого театра России.
Купол: диаметр — 60 м, высота — 35 м.
Вместимость: до реконструкции большой зал театра насчитывал 2000 мест, концертный — 450, малый — 150. После ремонта и реконструкции число мест в большом зале уменьшилось до 1774, в концертном — до 375.

В поисках стиля

В том же 1933 году встал вопрос о стилевом оформлении театра. Для этого организовали совещание, на которое пригласили комитет содействия строительству Дома науки и культуры, архитекторов и инженеров. И здесь на объект посыпалась критика!

Например, архитектор Андрей Крячков, который приехал из Томска специально на совещание, поставил под сомнение даже расположение театра. Более выигрышным местом он посчитал набережную. Кроме этого, раскритиковали и техническую сторону, посчитав ее очень сложной в исполнении. А еще — остановились на стилевом исполнении. После совещания был объявлен Всесоюзный конкурс на архитектурное оформление фасада здания. Главным условием стало следующее: «…Здание из аскетического и бедного по своей обработке должно превратиться в центр архитектурного внимания Новосибирска».

Такое решение было вполне закономерным: как раз в это время за скромность начали развенчивать конструктивизм — стиль, в котором изначально и было задумано здание ДК (театра). На смену ему пришел сталинский ампир. Но поскольку часть здания была уже готова, выполнить его в едином стиле уже не удалось.

В 1941 году театр был готов к открытию. Но началась Великая Отечественная война. В эти годы театр стал пристанищем для экспонатов крупных музеев. Например, военные времена переживала здесь «Третьяковская галерея». Причем в Новосибирске живописные полотна не только хранились, но и реставрировались.

Открылся театр оперы и балета в 1945 году. И с этого момента начинается его совсем другая история. Но отголоски тех времен сохранились здесь до сих пор. Увидеть их нам помогла Татьяна Сибирцева, заведующая музеем театра оперы и балета.

Как строился театр?
1931 год. 22 мая заложили первый камень театра оперы и балета.
1933 год. Возводятся основные конструкции здания.
1941 год. Здание почти готово. Но с началом Великой Отечественной войны строительство было приостановлено. Театр превратился в хранилище для экспонатов музеев Москвы и Санкт-Петербурга.
1942 год. Решено срочно достроить театр.
1944 год. Театр сдан в эксплуатацию, начинается набор труппы.
1945 год. 12 мая в театре оперы и балета состоялся первый спектакль — опера «Иван Сусанин».

«Вход в калошах запрещен!»

Раз крючок, два крючок… Вешалки, а именно с них начинается каждый театр, в оперном оказались очень даже несовременными. Но, как выяснилось, именно они являются частью истории «сибирского Колизея».

— Гардероб построен в стиле всего интерьера театра. Поэтому вместо привычных сегодня плечиков — обычные крючки, а под ними — калошницы, — рассказывает Татьяна Сибирцева. — Дело в том, что дойти до театра, не испачкав обуви, в то время было просто невозможно — оперный открылся в непростые послевоенные годы, асфальтированных дорог в Новосибирске было мало. Поэтому посетителям приходилось брать с собой сменную обувь. А на афишах даже было объявление: «Вход в зрительный зал в калошах запрещен!»

Гардероб, соответствующий тому, что встречал первых зрителей, сохранили и после реставрации. Ведь театр является памятником архитектуры, поэтому после ремонта все должно быть сделано так, как при открытии здания.

Вместо зала — ресторан?

Доводилось ли вам бывать в концертном зале оперного театра? А знаете ли вы, что изначально здесь должен был находиться ресторан? Отсюда и лепнина на колоннах, выполненная в буфетном стиле.

— Но дальше планов дело не пошло — ресторана здесь никогда не было, — поясняет Татьяна Анатольевна. — А сейчас и концертного зала в исконном понимании этого значения нет.

В 1990 году, когда закончилась первая реконструкция, зал претерпел изменения. Требования к постановкам изменились, поэтому второй этаж, где раньше располагались самые удобные места, отдали под технический. Здесь оборудовали три комнаты: режиссерский, звуковой и световой пульты.

— Во время реконструкции и реставрации большого зрительного зала в 2003 году театр работал на разных сценических площадках города, — рассказывает Татьяна Сибирцева, но в основном — в концертном зале, который специально для этого пришлось видоизменить.

Сцену выдвинули на 2,5 метра вперед, с помощью кулис поделили ее на планы — первый, второй и т.д. Соорудили раздвижной занавес. В итоге получился настоящий малый театральный зал.

В таком режиме театр работал 18 месяцев. И если опера за счет такой камерной обстановки даже выиграла — лучше видны эмоции исполнителей, то для больших балетных спектаклей классического репертуара сцена оказалась не совсем подходящей.

— Мы благодарны зрителям, что даже в такой ситуации они не переставали ходить в театр, — говорит Татьяна Анатольевна. — Теперь ждем очередной реставрации, чтобы и этот зал привести в порядок.

Под партером — бассейн

А большой зал и сейчас в полном порядке. Его интерьер выполнен в стиле сталинский ампир. В этом стиле соединены античность и элементы советской эпохи. Отсюда и натуральное дерево, красный бархат, копии античных скульптур, а также элементы плодородия — колосья, чаша с фруктами, пятиконечные звезды.

— Кое-что в театре осталось и от первоначального проекта. Например, одну часть — бассейн, который по замыслу должен был тут быть, все же успели построить, — поясняет Татьяна Анатольевна. — Находится он под партером, и сейчас в нем располагается костюмерный гардероб.

А некоторые детали, напротив, появились здесь сравнительно недавно. Например, только во время реконструкции в оркестровой яме установили механизм, благодаря которому она может подниматься до уровня сцены.

Или — экраны, которые используются в технически сложны спектаклях. Например, «Жанна д’Арк», где дирижер стоит спиной к оркестру, а музыканты и артисты видят его команды только с экрана. И еще множество новшеств, которые делают постановки еще более интересными, живыми, современными.

Хотелось, конечно, спуститься и в подземелье, о котором сложено так много легенд. Но нужно ведь оставить место и тайнам… Хотя к чему лукавить — не водят туда экскурсии. Вход строго воспрещен!

Костюмы у актеров, как правило, индивидуальные. Лиф к платьям пришивается вручную, чтобы его можно было отпороть и постирать, а юбка обрабатывается паровым утюгом.

В помещение, где хранятся декорации, зрителям вход запрещен. Но как же это интересно — прикоснуться к кораблю, который бороздит просторы в спектакле «Корсар». Или оказаться совсем рядом с верблюдом. Кстати, из того же балета.

Незадолго до начала спектакля нам все же разрешили выглянуть из-за кулис на сцену. Волнительно.

За кулисами можно увидеть такие таблички. Но нам разрешили нарушить это правило. Правда, только на считаные секунды.

В таких ящиках реквизит перевозят во время гастролей.

Перед спектаклем на сцену наклеивают крестик из обычного пластыря. Так помечают места для разных мизансцен. 

Автор: Татьяна БУШМАКИНА

фото: Игорь МАЗУТСКИЙ