Спасибо за заказ книги. В ближайшее время с вами свяжется менеджер.

Заказать книгу "Андрей Алексеев. Путь к себе".

Дорогой друг!

Мы с радостью предоставим тебе возможность оценивать материалы, но для начала давай познакомимся! Зарегистрируйся на нашем сайте через свой аккаунт в социальных сетях, и добро пожаловать!

Методика Монтессори: свобода выбора и безграничные возможности

Методика Монтессори: свобода выбора и безграничные возможности

Один ребенок гладит белье игрушечным утюжком, второй — строит высоченную башню, третий — собирает пазл. Все остальные заняты игрой с воспитателем. Но каждый ребенок в любой момент может выключиться из процесса и заняться своими делами. Главное — никому не мешать. Так выглядит обычное занятие в монтессори-классе.

«Видишь коврик на пути…»

Детей, смирно сидящих на стульчиках, или, наоборот, кричащих или визжащих, вы здесь не встретите. Все потому, что малышам предоставляют возможность заниматься тем, чем хочется. И при этом не оказывают на них никакого давления. Ребенком не командуют, его не заставляют делать что-то против воли. Можно сказать, предоставляют свободу.

Методика Монтессори: свобода выбора и безграничные возможности

— Для многих родителей слово «свобода» значит «иди, куда хочется». Но ребенку нужно помогать выбирать направление, — говорит Екатерина Кузьминых, монтессори-педагог. — И этому самоопределению учит методика Монтессори.

Как это происходит? Каждый предмет выполняет развивающую функцию и находится на определенном месте. Для детей разных возрастов (от 0 до 3, от 3 до 6, от 6 до 9 лет) продумано несколько зон всестороннего развития. Например, малыш может проделать упражнения с водой и сыпучими материалами, развить свои сенсорные способности, пробуя на ощупь разные предметы, позаниматься русским языком или математикой, познакомиться с географией, разглядывая глобус, и многое другое. Причем во время занятия ребенок может свободно переходить из одной зоны в другую.

— Мы не говорим каждому малышу, что ему делать, — поясняют педагоги. — Но кода ребенок берет что-то в руки, задаем вопрос: «Хочешь, я покажу, как это работает?» Если он отвечает согласием — показываем. Если нет — значит, хочет во всем разобраться сам. Педагоги не будут настаивать на помощи.

Но тем не менее всегда будут находиться рядом, чтобы при необходимости ненавязчиво помочь выбрать предмет для занятий. А еще рядом всегда есть другие дети, которые не привыкли мешать друг другу.

Екатерина Кузьминых, монтессори-педагог:
— Почему родители интересуются методикой Монтессори? Потому что новому поколению нужно чуть больше, чем предыдущему. И это «чуть» в садиках сегодня не могут предложить. Монтессори-педагоги не указывают ребенку, что делать, не командуют им, не говорят ему, что он плохой. Я, как педагог, чувствую себя человеком, а не тем, кто обязан всех приструнить и заставить сделать то, что мне нужно.

«Видишь коврик на пути, нужно коврик обойти» — так можно описать один из принципов Монтессори. Коврик — это пространство, которое другой человек определил себе для работы. Чтобы вмешаться в него, нужно спросить разрешения. Так, в комфорте, ребенок знакомится с разнообразием возможностей, и самое главное — ему дают претворить эти возможности в жизнь.

Методика Монтессори: свобода выбора и безграничные возможности — Система Монтессори помогает ребенку научиться выполнять собственные задачи и проекты, самостоятельно доводить их до конца, — уверена Анна Любченко, руководитель образовательного порта «Научилус», основатель Монтессори-центра. — В обычной школе как происходит? Марьиванна придет и научит быстро считать и писать одинаковым почерком. В 11-м классе мы убираем Марьиванну и задаем вопрос: «Чем ты будешь заниматься? В какой институт пойдешь?» И человек теряется. Целей нет. И кто ему скажет, что делать, чтобы стать успешным? Встречается такая установка: «Здесь я работаю, а здесь мое хобби…» Но ребята, которые окончили школу 5–7 лет назад, уже не желают так жить. Они хотят, чтобы их творческое начало и профессиональный интерес совпадали! Если мы поддержим самоопределение детей еще в школе, то получим гораздо более высокий результат.

«Ребеночьи вещи должны быть доступны»

Заниматься по методике Монтессори стоит не только в детском саду, но и дома. Правда, если в комнате просто поставить стеллаж с дидактическими материалами — эффекта не будет. Ребенка нужно погрузить в развивающую среду. И сделать так, чтобы дома он чувствовал себя так же комфортно и свободно, как в Монтессори-центре, — вполне реально. Главное условие — дружелюбное пространство. Поэтому ребеночьи вещи должны быть там, куда он может добраться.

Анна Любченко, руководитель образовательного порта «Научилус», тьютор — член межрегиональной тьюторской ассоциации:
— Гениальность системы Монтессори заключается в том, что ребенок занимается тем, что ему предназначено. Наша задача — только помочь это предназначение развить. В «Научилусе» сегодня открыта начальная школа по системе Монтессори. Но мы хотим развивать это направление и дальше, чтобы ребенку после занятий в детском саду по этой развивающей системе не пришлось обучаться в школе по стандартным программам. Поверьте, ему это будет неинтересно.
Методика Монтессори: свобода выбора и безграничные возможности Ваш сын или дочка рисуют на стене? Не прячьте фломастеры, а выделите место, достаточное для рисования. Ребенок гиперактивный? Не мучайте его кропотливыми занятиями с крупой. Он, скорее всего, ее раскидает. Лучше организуйте пространство так, чтобы ребенок мог кидать куда-нибудь шарики (в коробку или корзину), лазать по лестнице, кувыркаться на мате. Малыш любит общаться? Постарайтесь сформировать компанию, в которой ему будет интересно. Примеров может быть множество. Просто присмотритесь, чем интересуется ребенок, и сформируйте для него подходящую среду. Вы заметите, что капризов сразу станет намного меньше.

Воспитание родителей

Монтессори-среда меняет и родителей. Они уже не сидят в креслах, ожидая ребенка после занятия, а общаются между собой и с педагогом. К тому же мамы и папы могут участвовать и в самом занятии, чтобы понять, куда идет их ребенок. А если у них возникнет вопрос — например, зачем ребенку играть с водой или пересыпать материалы из одной емкости в другую — им обязательно ответят.

Наталья Дмитриева, молодая мама:
— У меня два ребенка. Старшая дочка занималась по стандартным программам, поэтому есть с чем сравнивать. С младшей с 9 месяцев занимаемся по системе Монтессори. Эта система позволяет растить свободную личность. Девочка у меня активная, жизненная позиция у нас, родителей, тоже активная, поэтому хочется, чтобы дочь выросла самостоятельной. Игрушки стараюсь покупать полезные, развивающие. И дочь легко справляется с лабиринтом и сортером, а куклы ей пока не интересны.

Порой родителям, которые привели ребенка на занятия в первый раз, бывает стыдно, что все дети участвуют в процессе, а их ребенок — нет. Они начинают шикать, усаживать и облегченно вздыхают: «Ну слава богу, сидит, хороший мальчик».

— А зачем это нужно ребенку? — задается вопросом Екатерина. — Вы хотите, чтобы он был таким, каким вы его хотите видеть, или таким, каким он может стать сам? На этот вопрос для себя стоит ответить каждому родителю.Методика Монтессори: свобода выбора и безграничные возможности

Основные идеи развития ребенка по системе Марии Монтессори

  • Ребенок — активный. Взрослый — помощник, а не наставник.
  • Дети принимают самостоятельные решения.
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
  • Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего своим умом.
  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Ребенок — сам себе учитель. Ему предоставляется полная свобода выбора и действий.
  • Полноценное саморазвитие — это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
  • Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.

Справка

В России первый детский сад по системе Марии Монтессори открылся в 1913 году. Даже обсуждалась возможность сделать ее всеобщей системой образования в России. Но в 1926 году из-за того, что методика ориентирована на индивидуальный подход в обучении (что было недопустимо в советском пространстве), ее распространение запретили. Новая история монтессори-педагогики в России началась лишь в 1991 году.

Текст: Наталья ТЮМЕНЦЕВА
Фото: Игорь МАЗУТСКИЙ