Спасибо за заказ книги. В ближайшее время с вами свяжется менеджер.

Заказать книгу "Андрей Алексеев. Путь к себе".

Дорогой друг!

Мы с радостью предоставим тебе возможность оценивать материалы, но для начала давай познакомимся! Зарегистрируйся на нашем сайте через свой аккаунт в социальных сетях, и добро пожаловать!

Антон Блошко: «В любительском театре никаких ограничений нет»

Антон Блошко: «В любительском театре никаких ограничений нет»

Руководитель новосибирского театра-студии «Южный полюс», один из организаторов фестиваля-конкурса «Апарте» рассказал «Мираману» о том, какие спектакли ставят любители, кто будет выбирать победителя и почему он сам не собирается возвращаться на профессиональную сцену.

«Словом „самодеятельность“ в театральном институте ругались»

Антон Блошко: «В любительском театре никаких ограничений нет»— Антон, как пришла идея устроить фестиваль молодежных театров?

— Наш театр «Южный полюс» существует уже пятый год, до этого коллектив был тот же, но существовал под другим именем. Периодически мы участвовали в фестивалях любительских театров в Новосибирске и в других городах России. Привлекало то, что в них принимали участие интересные творческие коллективы с качественными спектаклями, которые оценивались профессиональным жюри. Но постепенно уровень многих подобных фестивалей упал, и ездить туда стало бессмысленно. Так возникла идея создать что-то своё. И в прошлом году мы провели городской конкурс «Апарте». Тогда поступило около 25 заявок. По видео, которое участники присылали на заочный просмотр, мы отобрали десять. В этот раз решили географию расширить и ждём гостей из разных городов. В частности, уже есть заявки от театральных студий из Екатеринбурга, Томска, Кемерово, города Мыски.

— Сейчас, когда за плечами дебютный фестиваль, вы уже можете примерно понимаете уровень участников. Вы, как профессиональный актёр, как оцениваете их «самодеятельность»?

— Вообще, словом «самодеятельность» в театральном институте ругались. Я предпочитаю называть это «любительский театр». Те коллективы, которые я увидел в прошлом году и надеюсь увидеть в этом, прекрасны тем, что они не заучены. В любительском театре никаких ограничений нет. Что хочу, то верчу. Кому что близко, тот тем и занимается.

— И всё же есть какая-то закономерность? Что ставят любительские театры — классику, современные пьесы или авторский материал?

— Думаю, что примерно поровну. Есть и классика — Чехов, Горький, Уайльд. Кто-то ставит современных авторов — и популярных и начинающих, кому-то интересен авторский театр. Но и он бывает двух видов: или полностью придумывают своё, или берут несколько источников и перерабатывают.

«Оцениваем спектакль как состоявшееся событие»

— В финал конкурса выходят 10 спектаклей, остальных участников отсеиваете на заочном этапе — после просмотра видео. А по каким критерием идёт отбор?

— Благодаря видеозаписи можно получить представление об общем уровне подготовки актёров, режиссёра, об их понимании театральных законов, которые необходимо знать.

В первую очередь оценивается целостность спектакля как состоявшегося события. Понятно, что над любой постановкой можно работать бесконечно, но та канва, в которую он заключен, никуда не денется. Если она живая, если люди на сцене видят и слышат друг друга, и за этим любопытно наблюдать, значит, постановка имеет место быть и зрителям интересно будет ее смотреть.

Естественно, если на фестиваль представят несколько одножанровых постановок, например, хорошую классику по всем канонам натуралистической концепции Константина Сергеевича Станиславского, то оцениваться работы будут уже по актерскому исполнению.

Единственное, по чему мы не оцениваем спектакли — это декорации и костюмы. Конечно, здорово, когда они есть, но это никакого отношения к режиссёрскому и актёрскому мастерству не имеет.

Антон Блошко: «В любительском театре никаких ограничений нет»

— Кто в этом году будет оценивать участников?

— Председатель жюри — Василий Иванович Кузин, бывший министр культуры НСО, сейчас проректор по учебной и воспитательной работе Новосибирского театрального института. В состав также входят: Дмитрий Рябов — драматург, член союза писателей России, соруководитель товарищества «ДрамСиб», редактор отдела публицистики журнала «Сибирские огни», Мария Кожина — театральный критик, Юлия Суворова — руководитель театра-студии «Южный полюс», Кирилл Тархов — руководитель по актёрскому мастерству в центре внешкольной работы «Галактика».

— Когда заканчивается приём заявок? Сколько участников уже заявились?

— Приём заканчивается 1 марта. На сегодня есть уже около 20 заявок, но думаю, основной их шквал будет, как обычно, в последний день — в прошлом году мы до ночи 28 февраля регистрировали участников.

— Среди подавших заявки что-нибудь любопытное уже увидели?

— Да, есть такие. К нам хочет приехать театральная студия из Братска. Как раз с авторским спектаклем. Ребята там придумали всё сами — от начала до конца. Из города Мыски прислали видеозапись абсолютно потрясающие ребята, работающие в жанре клоунады. Больше пока посмотреть ничего не успели, но думаю, выбрать будет из чего.

— Какие награды и, главное, перспективы, получают победители?

Антон Блошко: «В любительском театре никаких ограничений нет»— Победители получат статуэтки и ценные подарки — какие, пока рассказывать не буду, но они достаточно полезные и для сцены, и для коллективов.

Ну, а самая большая перспектива — возможность работать вместе. Сегодня «Южный полюс» сотрудничает с двумя театрами — «Майя» и «Левая нога», с которыми познакомились на прошлом фестивале. Когда происходит такой симбиоз — это очень интересно. В любительской среде каждый думает так, как ему хочется, и эти мысли, совмещаясь, дают порой потрясающий результат.

— Будет ли фестиваль открытым для зрителей?

— Да, посмотреть спектакли смогут все желающие. Помимо этого, планируется ещё множество мастер-классов, также открытых для всех. Правда, зал у нас небольшой, поэтому сделаем трансляцию в фойе и в зал для тренингов, где есть большие телевизоры, кроме того, организуем онлайн-показ в режиме реального времени через интернет.

Мастер-классы в этом году планируем сделать не только по театральным дисциплинам — актёрскому мастерству, сценической речи и движению, но и по тем, которые пересекаются с театром. Это визаж, клоунада, пантомима, арт-терапия и другие. Кроме того, все желающие смогут послушать интересные лекции. В частности, Анастасия Журавлёва расскажет о том, как можно продвигать свой проект. Будем ждать всех с 24 до 27 марта в Доме Молодёжи молодежного центра «Звёздный».Антон Блошко: «В любительском театре никаких ограничений нет»

«Идеальная модель театра — это старый МХТ»

— Как профессиональное театральное сообщество приняло фестиваль?

— Понятия не имею! В прошлом году, когда пытались привлечь в жюри профессиональных режиссёров и актёров, но желающих не нашли. Думаю, это закономерно. Есть стереотип, что молодёжные любительские театры — это псевдообразование и так далее. Конечно, хотелось бы, чтобы театр существовал как единое целое. К сожалению, сложившуюся ситуацию мы изменить не можем. Будем своими силами стараться, чтобы о нашем фестивале узнали те, кому это интересно.

— Вы и сами играли в «Глобусе», не хотите вернуться в академический театр?

— Начал работать в «Глобусе» на втором курсе института, когда нас собрали и отправили играть «НЭП», потом был задействован в «Вестсайдской истории», затем сыграл один спектакль в «Старом доме», и на этом моя профессиональная театральная деятельность в Новосибирске закончилась.

— Окончательно?

— Думаю, да. У меня есть представление о модели идеального театра, которая напоминает старый МХТ, когда в нём были Чехов, Немирович-Данченко. Этот театр существует не как помещение, а как соединение всего. Такая модель в нынешних профессиональных театрах даёт трещину. То, чем я занимаюсь сегодня, совпадает с моей моделью максимально.

— Расскажите, чем живёт ваш театр «Южный полюс».

— Мы занимаемся с подростками и молодёжью. Причём не воспитываем актеров, а помогаем социализироваться. В век интернета, обилия гаджетов, живое общение сводится к нулю. Даже в школе дети в лучшем случае ограничиваются дружбой внутри класса, а то и вовсе маленькой группкой. После школы они выходят на свет божий с большими глазами и не понимают, как строить отношения, как себя вести. С помощью разных театральных техник, нацеленных на коммуникации, благодаря психологическим тренингам, дети начинают лучше понимать других и, главное, себя. Курс длится 9 месяцев, за основу мы берём институтскую программу воспитания актёра, ужатую в разы.

Антон Блошко: «В любительском театре никаких ограничений нет»

Ребята получают основы актёрского мастерства, сценической речи, вокала, движения, куда входит пластика, пантомима, фехтование, сценический бой. Итогом обучения становится выпускной спектакль.

Помимо этого, у нас есть своя труппа, 1–2 раза в месяц мы показываем репертуарные спектакли. Кстати, «Южному полюсу» посчастливилось поработать с драматургом — в ноябре у нас вышел спектакль «Апрель» по пьесе Дмитрия Рябова «Апрельский романс», это очень интересный опыт.

— Эту или другие ваши постановки можно будет увидеть на фестивале?

— С одной стороны хочется показаться, но участвовать в конкурсе будет не совсем корректно. Если будет возможность, представим спектакль вне конкурсной программы. А вообще, наши актёры будут проводить открытие, закрытие, показывать между выступлениями миниатюры, зарисовки и обеспечивать вечерний досуг для гостей.

Автор: Наталья Тюменцева,
Фото: из архивов фестиваля-конкурса «Апарте» и Антона Блошко

Метки: