Спасибо за заказ книги. В ближайшее время с вами свяжется менеджер.

Заказать книгу "Андрей Алексеев. Путь к себе".

Дорогой друг!

Мы с радостью предоставим тебе возможность оценивать материалы, но для начала давай познакомимся! Зарегистрируйся на нашем сайте через свой аккаунт в социальных сетях, и добро пожаловать!

«Жизель, или Вилисы»: любовь, мистика и прощение

«Жизель, или Вилисы»: любовь, мистика и прощение

В конце апреля на сцене НОВАТа состоялась премьера романтического балета Адольфа Адама в редакции Никиты Долгушина. Авторы «Мирамана» посмотрели новую постановку и готовы рассказать о том, что увидели и почувствовали.

Из Парижа – в Новосибирск

Впервые балет «Жизель» поставили в столице Франции 28 июня 1841 года. Целый месяц Парижская опера не давала никаких других балетных постановок, кроме «Жизели»: спектакль с успехом прошел 7 раз, а к концу года количество представлений превысило 25.  

Спектакль распространился по мировым сценам так же быстро, как и молва о нем. Его ставили в других городах и странах участники парижской премьеры:

1841 — Бордо;
1842 — Марсель, Турин, Лондон, Брюссель, Вена, Петербург;
1843 — Лион, Милан, Венеция, Берлин, Москва;
1844 — Гаага, Флоренция, Генуя;
1845 — Стокгольм, Рим, Дублин, Лиссабон;
1845 — Бостон, Филадельфия, Чарлстон, Берлин, Нью-Йорк;
1848 — Копенгаген, Варшава;
1849 — Кенигсберг.

Сюжет «Жизели» заинтересовал и драматические, и оперные театры. Например, первая опера Пуччини «Виллисы» вдохновлена «Жизелью».

В Новосибирске балет «Жизель» впервые представили 4 мая 1954 года. Вторую постановку зрители увидели 19 мая 1971 года. Третью — 26 сентября 1999 года. 21 и 22 апреля 2016 года на сцене НОВАТа состоялась премьера уже четвертого балета — в 2007 году его ставил в Михайловском театре(Санкт-Петербург) балетмейстер-постановщик Никита Долгушин. Кстати, в 1960–1970 годы он работал в Новосибирском театре оперы и балета.

— В этой версии постановщик Никита Долгушин постарался сохранить атмосферу периода, когда создавался этот спектакль — 40-е годы XIX века, и в то же время, приблизить его к пониманию современного зрителя, — считает балетмейстер Михаил Мессерер. — Часто постановщики сталкиваются со сложностями при выстраивании этого тонкого баланса, но не Никита Долгушин. Ему удалось соблюсти правильные пропорции.

Спектакль посвящен памяти выдающегося российского танцовщика и хореографа Никиты Долгушина (1938 — 2012), известнейшего исполнителя главной мужской партии в балете «Жизель».

— Мне очень нравится оформительское решение художника-постановщика Вячеслава Окунева. Сцена НОВАТа крупнее, чем в Михайловском театре, но ему удалось перенести декорации сюда, не внося серьезных изменений, —рассказал Михаил Мессерер.

Доволен балетмейстер и работой новосибирской труппы.

— Артисты НОВАТа сделали честь этому спектаклю, в Новосибирске замечательная труппа, — считает Михаил Григорьевич. — Уверен, что постановка будет идти с успехом и радовать сибирскую публику.

Испытание любовью и немного мистики

«Жизель, или Вилисы»: любовь, мистика и прощение

История, которая разворачивается на сцене, вовлекает в себя с первых звуков, движений. Декорации, создающие эффект 3D, просто не оставляют выбора — и вот ты уже кружишься в танце на крестьянском празднике, вместе с Лесничим проникаешь в домик, где переодевается в крестьянское платье Граф, пытаешься доказать Жизель, что ее возлюбленный не тот, за кого себя выдает, вместе с матерью главной героини оплакиваешь потерю дочери…

Второе действие окунает зрителя в мир, полный мистики и любви. Жизель будто играет и с возлюбленным, и со зрителями, вдруг возникая из ниоткуда и пропадая в никуда. В прямом смысле этого слова. Вилисы — прекрасные невесты-привидения — под предводительством своей Повелительницы не способны на жалость, все, что им нужно — месть. И только Жизель, которая совсем недавно стала одной из них, еще помнит, что такое любовь и готова защищать своего возлюбленного, несмотря на предательство.

«Жизель, или Вилисы»: любовь, мистика и прощение

Советский историк театра Юрий Слонимский:
— Французская «Жизель» — сентиментальная мелодрама, посвященная нечастной любви гризетки, пейзанки, каких было много в те дни. Постигшая героиню беда — «нечастный случай». Ее чувство остается в памяти привлекательной, до курьеза наивной иллюзией. Русская «Жизель» — возвышенная драма сердца. Здесь любовь — не иллюзия, а символ веры.

«Жизель» — спектакль о любви. О том, что любовь может стать ответом на любой вопрос. Что любовь — это дар, даже если в какой-то момент он кажется проклятьем. Что истинная любовь способна прощать. Ей подвластно все, пожалуй, кроме возможности обращать время вспять, чтобы спасти жизнь, исправить ошибки.

Все же и в этот раз, как и смотря другие постановки этого балета, где-то в глубине души надеешься, что произойдет чудо: Жизель оживет и финал будет абсолютно счастливым. Конечно, этого не произошло. Хотя чудо все же случилось — как иначе назвать то, что после этого балета начинаешь еще больше ценить тех, кто дарит тебе любовь. И хочешь, а, возможно, даже начинаешь любить. Искренне, безусловно.


Ближайшие показы спектакля состоятся 25 и 27 мая, 27 и 28 июня.


Текст: Татьяна Бушмакина.
Фото: Евгений Иванов.