Спасибо за заказ книги. В ближайшее время с вами свяжется менеджер.

Заказать книгу "Андрей Алексеев. Путь к себе".

Дорогой друг!

Мы с радостью предоставим тебе возможность оценивать материалы, но для начала давай познакомимся! Зарегистрируйся на нашем сайте через свой аккаунт в социальных сетях, и добро пожаловать!

Виктор Лихачев: «Наша задача – дать возможность творить каждому»

Виктор Лихачев: «Наша задача – дать возможность творить каждому»

Непросто совместить развитие духовное и материальное, найти стержень. Виктор Николаевич Лихачев, руководитель творческого объединения «Самоцветы», не просто его нашел, но и сам стал таким стержнем для многих мастеров.

Как говорится, под лежачий камень вода не течет. Сила духа, вера в успех помогли ему сдвинуть с места камень. Но ничего не найдя под ним, Виктор Николаевич обратил взор на сам камень, на его грани, оттенки, структуру.

Увидев необычное в обычном, он принялся за дело! Шаг за шагом в неустанном труде начали подниматься мастерские, стали приходить мастера. Все пришло в движение, стали появляться новые люди, идеи, возможности. Настоящее объединение возможно только вокруг общего дела, и ритм этому делу задал Виктор Николаевич. Как говорится, хочешь идти быстро — иди один, хочешь идти долго — идите вместе.

Каждый мастер — самоцвет! Полируя камни, занимаясь резьбой по дереву, расписывая кедровые панно, валяя полотна, под одной крышей мастера не только оттачивают ремесло, но и скругляют острые углы своих характеров, подгоняются друг к другу. В совместном творчестве отшлифовываются человеческие взаимоотношения, уважение, отзывчивость, понимание.

Виктор Лихачев: «Наша задача – дать возможность творить каждому»

— Виктор Николаевич, расскажите, пожалуйста, с чего все началось?

— В 2012 году я перешел на участок, где сейчас располагаются «Самоцветы» (Республика Алтай, с.Верх-Уймон). У меня был уазик, чистое поле и колоссальный опыт в организации и строительстве — это и участие в организации «Города мастеров» в Новокузнецке, и строительство Музея имени Н.К. Рериха в Новосибирске и Верх-Уймоне.

Изначально планировали создать комплекс, где на первом этаже расположились бы 12–15 мастерских комнат, а на втором — жилье, чтобы любой желающий мастер мог здесь и жить, и трудиться. Время показало, что нужен другой подход. Содержать комплекс со всей внутренней инфраструктурой — отоплением, водоснабжением, вентиляцией — накладно. Не потянем.

Поэтому был начерчен примерный план, включающий в себя мастерские и выставочный зал. Первым этапом стало строительство мастерской по деревообработке. Помог сосед Вячеслав Юрьевич — одолжил денег, пускай немного, но это было важно. Ребята, которых я учил резьбе, помогали в строительстве, не безвозмездно, конечно. Так и строились.

Электроэнергии здесь еще не было, поэтому я арендовал гараж и там точил посуду и другие изделия, строгал, пилил. А здесь резали, расписывали и украшали. Туристы уже знали, что я делаю кедровую посуду, заезжали в гости, приобретали что-нибудь.

Вначале мы запустили мастерские по дереву. В камнерезке трудился Петя Черных, чуть позже в мастерскую по дереву пришел Володя Романов — оба мои ученики.

Потом присоединились и другие мастера. С этого и началось зарождение нашего творческого объединения. Пришла мастер резьбы по дереву Наталья Николаевна Савицкая. С ней мы решили попробовать гравировку по сланцам. Она освоила технику и прекрасно с ней справлялась. Народ, который сюда заезжал, мог приобрести ее работы.

Зимой стали делать деревянные формы с росписью, которую впоследствии назвали уймонской. Потом создавали первые изделия с камнем, начинали с Анатолием Петровичем Веселевым, он выступал в качестве художника и внес свой вклад — звериный скифский стиль, орнаменты. Затем стали делать тарелки.

В новый, 2013 год дали электричество, и мы зажили. Вышло первое панно (не тарелка!) с уймонской росписью — мы выросли. К нам присоединились новые авторы — Ирина Царенко из Замульты и Марьяна Яцышина из Усть-Коксы. Сын мой тоже включился, хотя писал он всегда. Надо сказать, что в уймонской росписи основную работу делал он. В этом же году мы получили грант 300 тысяч рублей и заложили основание выставочного зала. К сожалению, за год не удалось завершить все работы: не хватило средств, да и погода не дала.

В 2014 году мы завершили строительство зала и летом его открыли. Сегодня у нас две мастерские и выставочный зал, это уже много. Ведь для самореализации мастерам нужны условия, а они у нас созданы. Даются материал, инструменты и возможность заработать, причем не ждать, пока работа продастся, а сразу получить деньги. Мастер делает работу, приносит, сдает и получает деньги. В «Самоцветах» такие условия.

Начался постоянный приток мастеров, как и хотелось всегда. Мы стали соединять разные материалы и техники, создавать нечто новое. Так помимо уймонской росписи стала развиваться гравировка по камню, работа с войлоком, минералы мы соединили с живописью, дополнили работы деревянными рамами, а ребята из Катанды — Михаил и Светлана Скаладнюк — добавили еще кованую медь.

«Самоцветы» живут и развиваются. Каждый год приходят новые мастера. Наша задача — дать такую возможность каждому, кто хочет творить. Каждому! Я никому не отказываю. Даю исходные материалы, а мастера делают эскизы. Дальше все зависит от них. Кто-то остается, кто-то уходит.

Виктор Лихачев: «Наша задача – дать возможность творить каждому»

Виктор Лихачев: «Наша задача – дать возможность творить каждому»

— И обучаете?

— Как таковой школы у нас нет, хотя она важна и нужна. Обучать каждого, кто пробует свои силы, долго и накладно. Поэтому освоение мастерства происходит самостоятельно. У нас есть альбом уймонской росписи, в нем — описание определенных направлений и «Самоцветов» как таковых. Если человек решит серьезно заниматься этим делом, то найдет необходимую информацию в интернете. Мы даем изобразительные материалы, именно то, что связано с Алтаем — орнаменты, звериный стиль, то, что было добыто в курганах.

Если художник заинтересовался, то даже в работе над эскизом он непроизвольно начинает углубляться. Всем, кому интересно, я предлагаю книги — алтайский эпос: Мадай-Кара, Очы-Бала.

Но все-таки сначала приобщение происходит через зрительные образы.

Ведь у каждого свое видение: кто-то вносит что-то новое, а кто-то — копирует. Копировать, кстати, тоже уметь нужно. Иногда люди хотят купить какие-то определенные работы, а у нас их нет, не успеваем повторить. Поэтому копировщики и нужны. Хорошие копировщики.

— Планируете открывать новые мастерские?

— В позапрошлом году появился ювелир, мы создали мастерскую, но дело не пошло. Это Алтай, он достаточно суров, делает свой отсев. Люди приезжают, живут, пробуют и уезжают, ничего страшного.

Я не стараюсь удержать людей в этой структуре и был бы рад, если бы кто-то, поработав в «Самоцветах», начал свое дело. Мастерам говорю: «Вы можете работать здесь любое количество времени. Если чувствуете, что вам надо создать свое дело, я вам даже помогу». Ведь чем больше будет таких очагов красоты, тем лучше. Не надо все подбирать под себя и держать это. Зачем? Есть люди, которые любят свободу, им это интереснее. И мне интереснее помогать и смотреть на расстоянии, когда мастер нарабатывает свой опыт!

— Расскажите, как происходит рождение произведения. Отчего отталкивается художник? Вот перед ним кедровое панно с композицией минералов, а что дальше происходит? Вы даете какие-то пожелания? И пишете ли сами?

— Сам я расписывал тарелки, панно — нет. Сейчас некогда этим заниматься, хотя я бы с радостью. Готовлю формы для работ, потому что мне интереснее не самому реализовываться как художнику, мастеру, а раскрывать таланты других, давать возможность как можно большему числу людей проявить себя. Поэтому, можно сказать, наступаю на горло собственной песне, но сейчас уже спокойно к этому отношусь.

Отдаешь мастеру форму и с интересом ждешь, что же выйдет из его рук. Отдаешь без особых пожеланий. В общении с материалами к мастеру приходит нечто, и получается, что творит сама природа — дерево, камень и человек.

В камне, возможно, что-то заложено, поэтому у автора рождается свой образ. Минералы — живые, это доказано учеными. Они растут, дышат, думают, запоминают, впитывают лучи солнца и звезд. В работе с ними важно воображение. А что такое воображение? Это ряд накопленных образов. Поэтому и работа у каждого по-своему складывается: например, мой сын Данил долго вынашивает идею, а когда рождается рисунок, сразу начинает трудиться. Кстати, это он написал серию работ «Космогония Алтая» и внес в коллекцию «Самоцветов» космизм. Впервые космизм проявился в его работе «Свидетели». Потом родилось панно «Космическая сюита». Это стало толчком — сын нашел свою нишу. Космос и жизнь в тонких материях для него засияли по-новому!

Виктор Лихачев: «Наша задача – дать возможность творить каждому»

Виктор Лихачев: «Наша задача – дать возможность творить каждому»

Виктор Лихачев: «Наша задача – дать возможность творить каждому»

Автор: Данила Лихачев

Виктор Лихачев: «Наша задача – дать возможность творить каждому»

Виктор Лихачев: «Наша задача – дать возможность творить каждому»

Виктор Лихачев: «Наша задача – дать возможность творить каждому»

— У каждого мастера есть своя ниша, почерк?

— Да. Например, Наталья Николаевна хорошо чувствует, как обыграть камень. Это отлично видно в работе «Воин». Если внимательно посмотреть на работы, то можно увидеть, что чем глубже человек может заглянуть в минерал, тем больше у него образов, тем интереснее может подать идею. Еще она — декоративщик, поэтому очень красиво дополняет работы орнаментами. У нее дар. Любые вещи так расписывает, что просто чудо!

У мастера Ирины Царенко все сердечно. Она — мать, сын Егорка сейчас уже в школу пошел, поэтому все работы пронизаны материнством. Все персонажи у нее добрые, сердечные, люди это чувствуют. Ее работы раскупаются на ура.

Вообще, когда художник пишет работу, уже есть человек, для которого она создается. Нравиться она можем многим, но покупатель уже есть, и он только один.

текст: Николай Ремезов