Спасибо за заказ книги. В ближайшее время с вами свяжется менеджер.

Заказать книгу "Андрей Алексеев. Путь к себе".

Дорогой друг!

Мы с радостью предоставим тебе возможность оценивать материалы, но для начала давай познакомимся! Зарегистрируйся на нашем сайте через свой аккаунт в социальных сетях, и добро пожаловать!

Владимир Порошков: «Если веникам доверять, они напишут симфонию!»

Владимир Порошков: «Если веникам доверять, они напишут симфонию!»

На фестивале «Живая Вода» мне посчастливилось побывать в мобильной баньке основателя и руководителя Центра банной культуры «Купало». Утро, целебные веники, приятный жар, речка между заходами в парную — было сказочно. Владимир Порошков много лет изучал феномен русской бани и искусства парения. Мы еще раз встретились, чтобы это обсудить.

«В потоке я просто держусь за веники»

Владимир Порошков: «Если веникам доверять, они напишут симфонию!»

— Владимир, когда баня стала частью твоей жизни?

— С 7 лет. По вторникам мы с отцом ездили в общественную, а в выходные — в бабушкину, деревенскую. Именно в том возрасте я познал это счастье — посещать баню дважды в неделю! В студенчестве приглашал в нашу деревенскую баньку друзей, очень любил их попарить. А после института пришла мысль построить собственную баню и освоить профессию мастера пара. Идея была тогда просто зерном, ждала нужного часа. В то время я трудился в сфере антикризисного управления. Но в 2013 году наконец пробился росток: вместе с партнером Евгением мы занялись строительством банного комплекса «Купало», за что я ему премного благодарен.

У нас все получилось, моя мечта выросла в любимую профессию. Могу смело назвать себя счастливым человеком, потому что работа приносит мне искреннее удовольствие!

— Знаю, ты много учился искусству парения. Расскажи про своих наставников.

— Да, когда комплекс был построен, я начал очень активно осваивать все тонкости. И имел возможность познакомиться и перенять опыт у многих мастеров пара. Прошел и организовал много мастер-классов: либо сам езжу на различные банные мероприятия, либо приглашаю преподавателей к нам в «Купало».

В моем понимании между учителем и наставником есть большая разница. Наставники — те, кто наставил на путь, показал направление, помог не сбиться с этой дороги. И я очень благодарен таким людям в моей жизни, мне с ними повезло. Учитель — гораздо более глубокое понятие. Здесь как ученик несет ответственность перед учителем, так и мастер, называя кого-то учеником, ответственен за его деятельность.

Наставников в жизни может быть много, а учителями я могу назвать всего несколько человек. Один из них — Василий Сергеевич Ляхов. Уже после первых его семинаров я понял, что обучение у него не ограничивается банной темой, оно гораздо шире и затрагивает многие жизненные пласты. Глубина в этом человеке фантастическая! Можно даже не разговаривать с ним, просто обняться — и передача знаний запустится. Каждая встреча с мастером — ступенька в моем развитии.

— Что важного понял про самого себя за годы работы мастером пара?

— Профессия любит тех, кто трудится над собой. Сложно добиться успеха в этом деле, если не заботишься о физическом теле и не работаешь над осознанностью. За день через мастера могут пройти более 10 человек, а это множество заходов в парную. Чтобы быть в ресурсе, важно научиться хорошо себя чувствовать. Это не значит, что соплей нет, горлышко не болит. Это значит — уметь ощущать свой организм, рассчитывать силы, понимать, когда нужно выйти, сделать перерыв.

А еще — чувствовать каждое движение. Если банщик будет работать исключительно на физической силе, достаточно быстро устанут руки, напряжение пойдет в спину и шею. Все можно делать в довольно расслабленном состоянии. Я это понял благодаря еще одному моему учителю, создателю школы рукопашного боя «Бурый медведь» Павлу Алексееву. Пошел к нему на тренировки ради оздоровительной гимнастики, а приобрел в итоге знания по эргономике движений и техникам, позволяющим чутко чувствовать тело и окружающее пространство. Теперь, когда беру веники, вспоминаю его с благодарностью.

— Я заметила, что профессиональные банщики одновременно сосредоточенны и расслабленны…

— Это так называемое состояние потока. Есть внешнее, механистичное действие, а есть образ этого действия, в котором и заключены вся сила и смысл. То, что представляет мастер пара, что ведет его в работе с гостем. Это связано с подсознанием, интуитивным видением. Новосибирский мастер пара Иван Ивакин даже написал на эту тему книгу «Образное парение».

Чтобы вот этого потокового состояния достичь, нужно учесть самый важный момент — войти с гостем в обоюдный контакт, в режим доверия. Срезонировать. От этого зависит больше половины дела. Я не начинаю парить сразу же. Сначала аккуратно кладу на человека веники, вхожу с ним в одно энергоинформационное поле. На этом этапе уже проделана колоссальная работа.

Следующая задача — взять веники и просто за них держаться. Они сами знают, где и как попарить. Это искусство быть в потоке, отпускать себя, доверять процессу, себе, веникам. Они напишут симфонию, которая нужна конкретному гостю. Но это вовсе не исключает знание анатомии и физиологии — фундамента, на котором все строится.

— Вода, которая в бане повсюду, думаю, тоже помогает передавать информацию…

— Да, вода — это своего рода флешка, самый мощный носитель информации, который есть в нашем мире. Кстати, в бане все четыре стихии находятся в активной фазе: вода в разных состояниях, горит огонь, земля — в виде раскаленных камней, нагретый воздух.

Мы взаимодействуем со стихиями, из которых, по большому счету, и состоим. Когда они работают все вместе, результат отличный. Представь, два садовника посеяли газонную траву на соседних участках. Почва примерно одинаковая. Но на первом участке семена попали в землю на день раньше, им посчастливилось застать и дождик, и солнышко, поэтому газон вырос гуще и здоровее своего «соседа».

Баня — волшебное место, где человек застает все природные стихии здесь и сейчас в активной фазе, получая максимум сил, энергии и здоровья от банных практик. Мастер пара при этом — проводник. Ему важно помочь этой тонкой работе, не испортить ее, загнав всех гостей под одну гребенку. Проводник должен понимать, как и кого вести, кому и что нужно в процессе, увидеть и поймать эти моменты.

«Баня — не крематорий»

— Идеальная банька. Какая она?

— Баня — понятие многомерное. Первый момент — это банное пространство. Очень важен климат в парной, ведь это не «русский крематорий», как говорят некоторые иностранцы. Не нужно терпеть. Идеально, если показатели температуры и уровня влажности в сумме не превышают 120. Например, 60 и 60.

Вопреки мифам 60 градусов при 60% влажности — это очень хорошая кондиция. Можно прогреть практически любого, за очень редким исключением. Спрашиваю гостя, при какой температуре раньше парился, а он мне отвечает: «При 120!» В духовке уже блюдо можно готовить, когда там такой жар! Задача в парной — не испечься, а равномерно, аккуратненько донести тепло внутрь. Прогреться до косточек. Это когда сначала кожа, потом мышцы, затем внутренние органы.

При 100 градусах организм испытывает стресс, вредный даже здоровому человеку. Пот обильно выделяется лишь затем, чтобы тело не получило термический ожог!

Также для гармоничного пространства парной нужны отличная вентиляция, хорошая печь, специальные камушки, правильная отделка.

Следующий момент — банщик, парильщик, мастер пара, пармейстер. Как ни назови — суть одна! И третий момент — это сам гость. Как раз от него зависит, насколько баня пойдет на пользу. Даже если учтены все составляющие: парная с великолепным климатом, отличный профессионал с вениками в руках, человек может все это испортить, сев за стол после процедур. Есть так называемая банная субкультура — пиво, рыбка… Это, к сожалению, укоренилось в головах.

Но на деле — будто белье постирали, вынесли и бросили снова в грязь. Важно относиться к бане как к очистительной процедуре: посвятить ей день, попить после чай или квас и обойтись легким ужином. Тогда эффект будет необыкновенным.

— Тема алкоголя сложная, конечно. Почему нельзя?Владимир Порошков: «Если веникам доверять, они напишут симфонию!»

— Мы с тобой общаемся, не соприкасаясь физическими телами, но энергоинформационный обмен идет. Когда человек употребил алкоголь, его поле очень сильно меняется. Это легко отследить по поведению маленьких детей: по определенным маркерам можно понять, что малышам некомфортно рядом с такими людьми. В бане выпивший человек через свое поле начинает делиться с окружающими и пространством этой энергетической грязью.

Вообще, тема алкоголя со всех сторон обложена тяжко пробиваемой информационной защитой. Одна из причин — то, что мы по своей природе все очень разные. Вот смотри, берем систему координат. По оси X — ресурс: физические данные, метаболизм, уровень здоровья, а Y — это осознанность — способность чувствовать себя, окружающий мир и себя в нем.

Если уровень ресурса пока еще высок, а осознанности недостаточно, чтобы отследить последствия употребления, человеку практически бесполезно рассказывать о вреде алкоголя. Даже страшные факты из личного опыта он не считает основанием для пересмотра своих позиций. Мы с Василием Ляховым сняли сюжет «10 банных правил», где подробно остановились на этом вопросе. Можно найти в интернете.

«В баню возвращается чистота»

Владимир Порошков: «Если веникам доверять, они напишут симфонию!»

— У меня был такой опыт в мобильной бане: сначала — невыносимо жарко, страшно от этого, но когда я сознательно приняла происходящее, телу стало очень приятно, хотя условия не изменились.

— Процесс принятия очень важен, правильно заметила. Если есть страхи, тело будет сопротивляться жару. Например, в детстве заставляли сидеть на полке: «Терпи!» Такие люди, заходя в парную, аж скукоживаются от подсознательного страха, заложенного давным-давно. Задача мастера — убрать это и научить доверять процессу.

Банщик должен вовремя распознать, когда тепла достаточно, а когда человек может принять еще чуть больше. Иногда нужно снять жар, сменить технику, провести контрастную процедуру. И вот в этой кульминации, когда вот-вот… и мастер убирает лишний жар, порой и кроется вся работа.

— Заметила, что в программах парения помимо веников используются множество других традиционных инструментов и практик.

— Наши предки владели знаниями, которые сейчас, наконец, возвращаются. В Центре «Купало» мы используем разные техники и приемы. Например, лажение (ладку) — особую технику восстановления внутреннего равновесия. А еще, как и наши мудрые предки, делаем прокатку осиновым поленом — массаж тела деревом. Усиливается кровоток, происходит энергетическая чистка.

Думаю, возвращаются не только традиции, но и чистота. Люди приходят в парную все с большей осознанностью!

текст: Марина Чайка
фото: предоставлено Владимиром Порошковым